Фёдор Иванович Шаляпин был человеком весёлым и склонным ко всяческим шуткам и розыгрышам, часто изрядным, известным на всю Москву.
Но только не на сцене: к выступлениям он готовился тщательно, репетируя каждую интонацию в пении и каждую мелочь в образе героя. Такое же внимания к своему пению, к взятым певцом изменениям темпа, взыскивалось им с дирижёра.
Единственным дирижёром, к кому у Шаляпина было полное доверие, был С.В. Рахманинов. С ним они дружили со времён службы в частной опере С.И. Мамонтова. Им было интересно вместе.
Позже Шаляпин перешёл солистом в Большой театр, где несколько сезонов, в 1906-1908 годах, за дирижёрским пультом на спектаклях русского репертуара стоял Рахманинов.
В этих спектаклях Шаляпин мог полностью, не отвлекаясь на дирижёра, сосредоточиться на исполнении оперных партий. Он был уверен в точности вдохновенной работы Сергея Васильевича. При этом Рахманинов отмечал, что и Шаляпин всегда отлично знал свои роли.
Сценических казусов, как оно бывало в частной опере у Мамонтова, в Большом не случалось – театр был императорский, всё было обдумано и отлажено до мелочей. Но всё же один забавный случай Рахманинов вспоминал...
Опера «Жизнь за царя» близилась к финалу. Сусанина пел Шаляпин. На сцене стоял запущенный лес, свет дня в нём угасал, на сцене темнело... Начиналась метель – одна из лучших оркестровых сцен у М.И. Глинки. И в этот момент стоящий за пультом Рахманинов разглядел в глубине сцены что-то движущееся, всё ближе и ближе к нему.
Кошка! Она в полутьме рысцой шла прямо на дирижёра, не стесняясь метели и Шаляпина, задумчиво сидевшего в углу сцены: его герой понял, что поляки «чуют правду», и смерть его близка. Рахманинов заволновался, что кошка напугает Фёдора Ивановича своим внезапным появлением и сорвёт пение. Или что публика засмеётся, перечеркнув этим печальную и очень выразительную сцену. И это при самолюбии Фёдора Первого, как называли промеж себя великого певца! Но что Рахманинов мог сделать?
Кошка почти дошла до края сцены, до будки суфлёра. Но тут, видимо, суфлёр на неё шикнул, и та резко сменила направление. Подняв хвост, она проскакала краем сцены за кулису, как раз мимо Шаляпина. В зале послышался лёгкий смех, но певец виду не подал.
Уже после спектакля Шаляпин сказал Рахманинову совершенно миролюбиво:
«До какой реальности мы доходим в наших постановках — лес и настоящие дикие звери!»
.....
И после такой забавной истории хочется показать нашего тигрушу, который выглядит ну совсем как настоящий артист!
Заглядывайте в наш Телеграм-канал, там тоже много интересного!
Эта и другие статьи написаны, чтобы помочь создавать волшебное настроение круглый год.
Ваша фабрика елочных игрушек XMAS TOYS.