В 1973 году Саша Соколов заканчивает свой первый роман “Школа для дураков”, ставший для писателя наиболее успешным.
Впечатления от прочтения очень смешанные. Мне трудно сказать для кого эта книга, а о чем она, сказать однозначно невозможно в принципе. Писать об этом произведении тем более трудно.
В романе отсутствует сюжет. В романе отсутствует структура, однако в нем есть ритм. Ритм уникальный и по-своему красивый. Произведение читается на одном дыхание. Также, на одном дыхание оно и написано. Роман по своей структуре напоминает сложную и красивую музыкальную композицию, в которой отсутствуют границы и рамки, поэтому читать его нужно в особенной атмосфере. Мне проникнутся текстом помог тяжеленький космический метал, под который я дочитал вторую половину книги.
Школа для дураков - это поток мыслей. Поток сюрреалистичный, абсурдный. Он очаровывает своей наивностью, своей искренностью. В потоке мыслей автора, читатель легко видит аллюзию на библейские сюжеты. Также, в произведении поднимаются проблемы советского общества. Школу для дураков совершенно точно можно назвать Zeitgeist. Это дух времени, в которое был написан роман.
Школа для дураков - это набор образов. Образы в романе странные, но яркие. Закончив знакомство с первой главой, у меня было впечатление, что я ничего не понял. Прочитал и забыл. Пересказать прочитанное казалось невозможным. Но в дальнейшем, автор напоминал о нарисованных им образах, создавал новые, сталкивал их между собой, как пазл складывал обрывки картины в сюрреалистический рисунок.
“Дорогой Учитель! в лесных и затерянных полях хижина, в почтовых дилижансах дальнего следования, у костров, дым коих создает уют, на берегах озера Эри или - не помню точно - Баскунчак, на кораблях типа Бигль, на крышах европейских омнибусов и в женевском туристическом бюро пропаганды и агитации за лучшую семейную жизнь, в гуще вереска и религиозных сект, в парках и палисадниках, где на скамейках нет свободных мест, за кружкой пива в горном кабачке У Кота, на передовых первой и второй мировых войн, стремительно едучи на нартах, по зеленому юконскому льду, обуреваемый золотой лихорадкой, и в прочих местах - тут и там, дорогой учитель, размышлял я о том, что есть женщина и как быть, если настало время действовать, я размышлял о природе условностей и особенностях плотского в человеке.”
Время в Школе дураков идет в обратную сторону. То, что с нами будет в будущем - на самом деле уже было, а то, что было в прошлом - это то, что будет.
Школа дураков - это мысли мальчика, страдающего раздвоением личности. Школа дураков, или как сейчас принято говорить - учреждение для особенных детей. Детские травмы, переживания, первая любовь. Необычная структура текста объясняется особенностями персонажа. Отсутствие знаков препинаний во многих предложенияx, отсутсвие разделения на абзацы, резкие переходы на короткие, односложные фразы, игры с языком, со словом. Ве это помогает передать чувства и образ мыслей протагониста.
Сашу Соколова считают последователем Набокова, хотя с его слов, Набокова он прочитал уже после написания своего романа. Соколов видел ориентир в Джойсе, оно и не удивительно. У меня лично, Школа для дураков вызвала ассоциации с чем-то вроде смеси “Вина из одуванчиков”, “Ловец во ржи” и “Осиная фабрика”.
Казалось бы, роман мог выйти намного длинней. Школа для дураков заканчивается также быстро и неожиданно, как образы в ней меняются и смешиваются друг с другом. Ты только начинаешь проникаться атмосферой размытого времени, в котором прошлое и будущее смешались в единый поток, как книга заканчивается, оставляя после себя что-то странное, такое же странное, как и сама “Школа для дураков”.
“Дело в том, что книгу пора заканчивать: у меня вышла бумага.”