Найти в Дзене

Без какого документа водители в Мехико не выезжают из дома

Я уже упоминала несколько раз, что я водитель с немаленьким стажем и активно вожу машину практически со дня восемнадцатилетия; получается, что в этом году моему водительскому удостоверению исполнится тринадцать лет. В России я вожу машину всегда, в том числе, когда приезжаю, поскольку не представляю себя без нее; хотя и гулять пешком я тоже очень люблю😉

Если вы зашли на канал впервые, то представлюсь:
Меня зовут Мария, и я живу в Мехико с мужем-мексиканцем Серхио. На этом канале я рассказываю о Мексике и мексиканцах, а также делюсь впечатлениями и историями из жизни.

А вот в Мексике достаточно долгое время – около года – я водить машину не решалась, поскольку дороги Мехико меня, честно признаюсь, пугали. Дело в том, что долгое время водительское удостоверение мексиканцы получали без всяких экзаменов и это, надо сказать, чувствуется – очень часто мексиканские дороги напоминают мне зоопарк, настолько разные ммм...экземпляры тут встречаются. Если вы любите ездить только по правилам – не водите машину в Мексике😀 Экзамены для водителей все-таки ввели, насколько я знаю, только в нескольких штатах и то недавно - настолько недавно, что даже я успела получить свою лицензию без всяких тестов и подготовок около года назад.

Тем не менее, за руль я все же села, хоть и при не самых обычных обстоятельствах – постоянные читатели эту историю, думаю, помнят. И, когда мы обсуждали с мужем, что мне как водителю всегда нужно возить с собой, то в этом перечне, помимо обычных водительского удостоверения и документов на машину, он назвал еще один документ, который всегда должен быть у водителей, въезжающих и управляющих автомобилями на территории Мехико.

Этот документ, который еще называют tarjeta de la verificación de emisiones vehiculares, подтверждает проверку транспортного средства на установление уровня выбросов в атмосферу. Проводятся эти проверки в рамках соблюдения программы Verificación vehicular, существующей в Мехико уже более тридцати лет.

Мехико не зря называют одним из самых загрязненных городов мира – этот мегаполис, не слишком большой по площади, вмещает в себя примерно 22 миллиона жителей (данные неофициальные, разумеется😉), у многих из которых есть собственные автомобили, а у некоторых еще и не один. Транспортный «перегруз» города приводит не только к многочасовым пробкам, к которым жители Мехико, впрочем, уже давно привыкли, но и к нереальному количеству выбросов в атмосферу, из-за которых экологи регулярно бьют тревогу.

Вот таких вот миленьких и фотогеничных "жуков", выпущенных в середине прошлого века, на мексиканских дорогах все еще великое множество
Вот таких вот миленьких и фотогеничных "жуков", выпущенных в середине прошлого века, на мексиканских дорогах все еще великое множество

Проблема еще в том, что Мексика – это страна не просто старых, а очень старых машин, где еще живы и весьма бодры, например, Volkswagen Beetle, выпущенные еще в 60-х годах прошлого века, или пикапы Chevrolet сорокалетней давности. Такие машины передаются в семье по наследству – и дело тут не только в любви к антиквариату на колесах, но и в доходах населения. Естественно, никаких современных эко-технологий при выпуске данных моделей тогда никто не соблюдал.

Чтобы как-то уменьшить эти выбросы в атмосферу - понятно, что владение автомобилями, даже несколькими, никто не может запретить, - властями города была введена программа проверки транспортных средств. Выглядит это так – машину загоняют на специальную станцию (на заглавном фото к статье как раз такая), где после пятиминутных манипуляций устанавливают уровень выбросов в атмосферу. В зависимости от этого уровня, автомобилю присваивается определенная категория, от которой зависит и количество разрешенных для управления автомобилем дней (в неделю). Разрешение, выданное на станции, крепится на лобовое стекло автомобиля и подлежит обязательной проверке дорожной полицией, если машину останавливают.

Все категории разрешений перечислены на вот этой картинке:

-3

Как видно из представленной картинки, без проблем и заморочек можно управлять машиной в том случае, если ее возраст не превышает 8 лет (а уровень выбросов соответствует допустимому, конечно). Больше – уже нужно будет учитывать ограничения.

Например, машины с категорией 1 не могут ездить 1 день в неделю и 2 субботы в месяц, а с категорией 2 - также 1 день в неделю и вообще во все субботы.

В первый раз я об этом узнала, когда у нас еще была старая машина Серхио и в одну из поездок в Морелию (получать такие разрешение можно только в штате, где зарегистрирован автомобиль) мы как раз заехали за получением такого разрешения. Тогда нам выдали его на полгода и, когда мы месяцев через десять продавали старую машину, разрешение оказалось просроченным, поскольку мы о нем совсем забыли и дорожная полиция нам как-то по пути не попадалась.

Так вот, поскольку машину мы продавали тому же автосалону, где покупали новую, то весь комплект документов должен был быть в наличии. Так что пришлось нам ехать в Морелию, получать новое разрешение и уже с ним заключать договор купли-продажи.

Въезд на станцию проверки всегда можно узнать по таким информационным табличкам - как правило, проверяют в порядке живой очереди, но иногда нужно записываться заранее
Въезд на станцию проверки всегда можно узнать по таким информационным табличкам - как правило, проверяют в порядке живой очереди, но иногда нужно записываться заранее

И, соответственно, когда мы забрали свою новую машину, то снова поехали туда же оформлять документы на нее, получать номера и, конечно же, получать новое разрешение.

Кстати, мы не единственные, кто так делает, многие машины постоянных жителей Мехико зарегистрированы в других штатах. Дело в экономии на налогах – если в Мехико ежегодный налог конкретно на нашу машину обошелся бы нам в 12 000 песо (примерно 60 000 рублей), то родном для Серхио штате Мичоакан мы платим около 1 000 песо (примерно 5 000) и еще 2 000 песо за номера (в Мехико они бы стоили дороже).
А номера, как мы помним, в Мексике меняют каждые два года – так что экономия и на налоге, и на пошлине за номера получается существенная. Не получается, увы, сэкономить только на страховке – за нее мы платим около 14 000 песо (да, меня эта сумма тоже в первый раз удивила😅) и нет, это не КАСКО; по условиям страховка куда больше похожа на ОСАГО.

И, к счастью, поскольку машина была абсолютно новая и выпущена в том же году, в котором мы ее купили, в разрешении нам поставили категорию «00», что означает, что теперь два года мы спокойно можем ездить в Мехико в любой день недели. Жаль только, что два года пролетят так быстро) Потом, как я понимаю, до того момента, когда машине исполнится 8 лет, условия останутся прежними, вот только проходить проверки нужно будет чаще.

Полиция следит за соблюдением срока и условий разрешения достаточно строго – если вы попадетесь с просроченным разрешением или не в тот день недели, когда можно ездить по Мехико, вас ждет штраф в 2500 песо (умножаем на 5, чтобы получить цену в рублях). И столько раз, сколько вы попадетесь, столько раз штраф и заплатите.

Но, несмотря на такие строгие санкции, многие водители все равно не особо заморачиваются с разрешениями и надеются на авось. Хотя есть, например, и те, кто строго соблюдают эти правила – например, в семье, в которой несколько машин с разными разрешениями, будут выезжать на той, которой можно управлять в этот конкретный день недели.

Кстати, по этой же причине в Мексике набирают популярность гибридные машины – например, Toyta Prius, их здесь очень много. Они вообще не подлежат никакой проверке, полиции достаточно будет показать документы на машину, где будет указано, что это гибридная модель. А многие автомобильные бренды, торгующие машинами в Мексике, в последние годы стали поставлять на рынок именно гибридные варианты привычных моделей – например, наши соседи недавно сменили свою Prius на такую же гибридную Camry. Ну, а те, кто побогаче и не против потратить время на поиск заправки для электрокаров (они, как вы понимаете, есть далеко не везде), покупают Tesla😉

Что еще можно почитать на моем канале:

Чеко Перес - мексиканский любимец нации

Ужасное землетрясение в Мехико, произошедшее в 1985 году - как это было

Почему на мексиканском флаге изображен сидящий на кактусе орел