Мой дядя самых честных правил Мой дядя в 1970-е годы отслужил срочную на Байконуре, где стал участником охоты на сайгаков при помощи вертолета. Об этом многие рассказывали байки, в том числе, и известный писатель Чингиз Айтматов. Это происходило примерно так: два «Ми-24» находили стадо и не торопясь гнали его в заранее назначенное место, координируя свои усилия по рации. Там их ждали какие-нибудь генералы и офицеры старшего командного состава, которые начинали охоту прямо из «калашей» – надеюсь, после смерти их души деревенеют окончательно.
Говорят, что в девяностые или даже еще в перестройку такой способ охоты полюбили богатые буратины, в том числе, приехавшие из-за пределов СССР. Любой, кто был способен заплатить военным энную сумму, получал возможность пострелять в сайгаков. Это стало одной из главных причин критического снижения сайгачьего поголовья – хотя и далеко не единственной. В начале 2000-х их численность упала до 20-ти тысяч в Казахстане, а в России сайгаков было меньше в разы.
Итак, сайгак – это небольшая антилопа, ростом 60-70 сантиметров, весом 30-40 килограмм. У самцов вырастают изогнутые рога разного размера, но главным отличительным признаком животного является его большой нос характерной формы. Кстати, далеко не все знают, что сайгаком называют самца этого вида, а вот сайгой – самку.
На самом деле, это жуть как древнее животное – вместе с овцебыками, зубрами и северными оленями сайгак является одним из выживших представителей мамонтовой фауны. Т.е., своими видел всяких саблезубых тигров, пещерных медведей и львов, ужасных волков и так далее.
Но если эти хищники вымерли, то сайгак стал одним из самых успешных парнокопытных на планете. Во времена троглодитов сайгаки жили на территории от Британии до Северной Америки. Затем, уже в исторические времена, его встречали на всем протяжении евразийских степей, т.е., от венгерской Пусты до маньчжурских сопок. Во Второзаконии, одной из старейших книг Ветхого завета, употребление в пищу этого животного дозволено иудеям. Это подтверждает, что и здесь они были распространены.
В 17-м веке стада сайгаков бродили по Дикой степи – Северному Причерноморью, принадлежавшему ногайцам и татарам. Видели их на юге России, например, под Белгородом или Тамбовом. И лишь с 19-го столетия основной ареал сайгаков был ограничен пространствами между Уралом и Волгой с небольшим анклавом в калмыцких степях. Именно здесь они живут и сейчас, хотя встречаются и по всему Казахстану.
Как это видно по географии их обитания, сайгаки хорошо приспособлены к любым условиям. Их пищеварительная система способна справиться даже с теми растениями, поедание которых для других копытных и травоядных вообще может закончиться весьма печально. В сухое время года они легко едят древесную кору, хотя, конечно, предпочитают невысокую траву, молодые побеги и листья, а также злаки.
Ко всему прочему, они очень подвижны, способны преодолевать реки и проходить немалые расстояния. Однако, избегают гор и пересеченных областей. Поэтому сайгаки мигрируют, в основном, в широтном направлении: летом уходят на север, зимой отправляются на юг. Антропогенные объекты, например, изгороди, сильно мешают их ежегодным перемещениям и могут в конечном счете привести к серьезному снижению численности.
В сезон их стада часто становятся поистине огромными. В конце осени начинается спаривание – самцы устраивают упорные поединки, которые иногда приводят к гибели проигравшего. Зато победитель получает целый гарем, обычно из 5-10, а иногда из нескольких десятков самок. Соотношение 1 самец примерно на 10 самок является естественным в природе, но может меняться из-за влияния человека или иных условий.
От своего главного противника – волков – сайгаки обычно спасаются бегством. Однако, от человека не убежишь. Прежде на них охотились ради мяса, которое не сильно отличается от баранины. Но есть и другие способы применения. В середине 18-го века Татищев о них писал: «Их рога в Китаях дорого купят, из которых делают они фонари и лекарство, и для того много из Астрахани оных привозят и дорогою ценою продают». Рога и сейчас продают за бешеные деньги, что приводит к бесконтрольной охоте.
Но случаются и массовые падежи сайгаков по природным причинам. Свой необычный нос, который у самцов достигает наибольшего размера, животные используют для общения, издавая ни на что не похожий звук. Его обычно передают, как «хорканье». Также, нос спасает от пыли в летнее время, а зимой согревает воздух.
В носу живет особая бактерия, которая помогает своему носителю в терморегулировании. При аномальной жаре она склонна быстро размножаться, что может привести к болезни и исчезновению целых стад.