С июня по ноябрь 1918 года провинциальная Сызрань оказалась в эпицентре событий Гражданской войны. Город несколько раз переходил из рук в руки: мятежных чехословаков вытесняли большевики, которых два раза с боем изгонял из города добровольческий отряд под командование полковника Каппеля, затем из под власти КОМУЧа город освобождала 1-я Революционная Красная армия под командованием Тухачевского. Одной из героинь этих событий стала 22 летняя сызранская большевичка Лепилина Татьяна.
Революционно настроенная молодёжь Сызрани восторженно приняла события 1917 год. Таня Лепилина была в первых рядах демонстрантов приветствовавших происходившие в стране перемены. Её высокая стройная фигура выделялась среди других. Русые волосы были перевязаны широкой красной лентой, на белой кофточке красовался алый бант. Со всеми демонстрантами она распевала революционные песни.
В первые же дни после революции Таня Лепилина вступила в ряды молодогвардейцев. Когда 31 мая отряды мятежного Чехсловацкого корпуса взяли под свой контроль большую часть Сызрани, молодогвардейцы вместе с большевиками приняли участие в защите города.
Таня по заданию подпольного ревкома получила боевое задание. Она с крыши швейной мастерской Зильбермана, которая находилась в доме купца Мясникова (сейчас это здание Сбербанка) сигнализировала о передвижении вражеских войск, о месте их скопления наблюдательному пункту красноармейского отряда, расположившегося на Монгоре.
Таню заметили, схватили, но ей удалось бежать. Она скрывалась в Молдавке (район города у железной дороги) и выполняла новые задания по ночам.
Когда в Сызрани установилась власть КОМУЧа, у Сызранского подпольного ревкома прервалась связь с большим селом со станцией Обшаровка на левом берегу Волги. После их занятия белогвардейцами, обшаровские железнодорожники и крестьяне были арестованы по спискам, услужливо составленными кулаками.
Наладить связь с ревкомом обшаровских железнодорожников - стало очередным заданием Татьяны Лепилиной. Она без колебания взялась за это дело. Девушку предупредили, чтобы не было никаких бумажек, ни каких записей, чтобы рассчитывала только на свою память.
Через сызранских большевиков-железнодорожников Таня познакомилась с машинистом пассажирского поезда. Он согласился довезти девушку на паровозе и на подъезде к Обшаровке, притормозив, высадить её.
В поездной бригаде оказался предатель. Он до прихода белогвардейцев бывал в ревкоме видел там Лепилину. Предатель известил железнодорожное начальство до какой станции она едет. В Обшаровку телеграфом сообщили, что через два часа там будет высажена большевичка.
Едва ноги Тани коснулись земли, её окружили белогвардейцы. Допрашивали в штабном вагоне жестоко: выламывали руки, загоняли иголки под ногти. Девушка кусала губы до крови, но молчала. Обещаниями отпустить, её уговаривали назвать хотя бы одного связного. Короткий полевой суд приговорил Лепилину к расстрелу.
Рядом с железнодорожным полотном вырыли могилу. Таню с завязанными глазами поставили на краю ямы спиной к строю. Офицер задал ей последний вопрос: "Может быть, скажешь, кто тебя послал? Смотри, какое небо, какой воздух. Ведь жить-то хочется. Через несколько минут трупом будешь".
Таня сорвала повязку с глаз, повернулась лицом к врагам и закричала так громко, как могла, чтобы её услышали жители Обшаровки, согнанные сюда: "Стреляйте, гады! Я знаю, что наша возьмёт! Да здравствует Советская власть!"
Ружейный залп оборвал жизнь девушки. Это было 6 июля 1918 года.
Пока белогвардейцы были в Обшаровке, на холмике около речки Ерыклы, у железнодорожного моста каждую ночь появлялся букетик полевых цветов.
В сентябре 1918 года красноармейские войска выбили белых со станции. На месте гибели Тани состоялся многочисленный митинг памяти жертв революции. На могиле молодой большевички обшаровские путейцы и самарские железнодорожники установили надгробный памятник с выбитыми на камне словами: "1918 год. Т. Лепилина. 6 июля. 22 года"
Камень для надгробия рабочие взяли из основания мостового быка, разрушенного белогвардейцами. При отступлении они взорвали мост через Волгу.
О подвиге Тани Лепилиной в Сызрани забыли. Прошло более ста лет со времени этих событий, давно уже нет их очевидцев. Хотя о первой комсомолке Сызрани Шурочке Смирницкой, погибшей через полгода после Тани, ещё вспоминают. Но это пока живо ещё поколение состоявшее в этой молодёжной организации.
А забыли о Тане потому, что стали как-то стыдится даже вспоминать эти страницы истории, у общества изменилось к ним отношение. Не хочу здесь обелять ни красных, ни белых, все проявили жестокость в братоубийственной войне, каждый по своему видел будущее России, но мы в любом случае не должны забывать героев истории ни с той ни с другой стороны. И я продолжу рассказ о событиях того времени в следующих статьях канала "Всё о Сызрани".
Если вам понравилась статья и вы хотите узнать другие подробности из истории старинного волжского города, ставьте свои лайки 👍 и подписывайтесь на канал "Всё о Сызрани".