Найти тему
Путешествия со смыслом

Первая дорога в Сибирь - Бабиновский тракт. На старом Москвиче в Арктику через Урал

А перед тем как отправиться дальше на восток через Уральские горы в сторону Сибири, нужно было обслужить наш Москвич, исправить все поломки и утеплить его перед долгой дорогой и надвигающимися холодами.

В прошлом году перед поездкой на Ямал мы укрывали поддон брезентом, в Архангельске его не нашли, поэтому заменили на промышленный вспененный ковролин. Сразу скажу, что здорово помогло.

-2

В своих путешествиях мы всегда стараемся по возможности миновать федеральные трассы и поехать региональными дорогами, где можно увидеть много чего нового и интересного.

-3

поэтому дальше поехали через Холмогоры,

-4

а в Березнике свернули на Рочегду, Верхнюю Тойму, Котлас, пересекли Республику Коми и заехали в Пермский край.

-5
-6

Мне часто говорят, что я все проехал в России и ничего нового, пожалуй, уже не увижу. На что я отвечаю, что Россия настолько огромная и интересная, и я в каждом путешествии открываю для себя что-то, о чем даже не слышал раньше. И эта поездка не была исключение, т.к. мы проехались по новым дорогам и городам.

-7

Впервые заехали в Усолье, город находится всего в 180 км к северу от Перми. Он был основан Строгановыми в 1606 году у месторождений соли. Сегодня это практически Венеция — большая часть старого Усолья оказалась затоплена Камским водохранилищем — уцелела лишь усадьба Строгановых, оказавшаяся на острове, которая прекрасно сохранилась, и является ныне пожалуй самой интересной усадьбой Дальней России.

-8

Именно солеварение предопределило всю последующую историю этого края. Строгановы быстро стали не только сильнейшей "соляной династией" Прикамья, но и богатейшими людьми России вообще. Именно Строгановы снарядили в поход дружину Ермака, что и положило начало русскому покорению Сибири."

-9

После Усолья через Березники едем в Соликамск. Известен он уже с XV века и здесь также добывалась соль. Благодаря богатым залежам соляных растворов Усолье Камское — будущий Соликамск на многие годы стал "главной солонкой" России, здесь производилось свыше половины добываемой в России соли. Город сыграл выдающуюся роль в становлении уральской горнозаводской промышленности и расширении границ русского государства на восток.

-10

В 1597 году через Соликамск прошла Бабиновская дорога, и город на полтора столетия стал воротами в Сибирь. Строили ее 2 года. Благодаря огромному торговому значению Соликамск обзавёлся великолепным архитектурным ансамблем, поставившем его вровень со старинным городами Русского Севера.

-11

История дороги такова: Крестьянин деревни Верхняя Усолка Соликамского уезда Артемий Бабинов разведал новую прямую сухопутную дорогу через Урал и сообщил в Москву. Был создан отряд из 40 человек, и за 2 года они построили дорогу в 260 верст, в 7 раз короче прежней. И стала она называться Бабиновская государева дорога.

-12

Вначале Бабиновская дорога могла использоваться только зимой, когда замерзали болота, реки. Но позднее продолжили расчистку от пней и кореньев, расширили, построили мосты. Движение стало круглый год, а за проезд взымалась плата. Получается, что это русская платная дорога 17 века

-13

Бабиновская дорога 200 лет прослужила главным путем между Европой и Азией. По этой дороге шли русские землепроходцы. Она открыла не только путь в Сибирские просторы, но и новую эпоху в истории Русского государства. Только в 1735 году была построена дорога на Екатеринбург и Бабиновский тракт утратил свое значение. А в 1763 году ее и вовсе закрыли.

-14

Бабиновский тракт заканчивается выходом к реке Туре, где был основан новый населенный пункт – город Верхотурья, там была устроена таможня и построены склады для завозимых товаров.

-15

Сюда то мы и приехали, и тоже впервые. Верхотурье — самый старый город Свердловской области, его еще называют Духовной столицей Урала.

-16

После открытия Бабиновской дороги здесь сначала построили деревянную крепость, которая стала воротами в Сибирь. Время от времени город страдал от пожаров, поэтому начали внедрять каменное строительство. В 1699 году, по указу Петра I, на Троицком камне началось строительство каменного Верхотурского кремля.

-17

В 1840-х годах часть западных стен кремля, стоявших на уклоне, постепенно наклонялась и затем рухнула. Во избежание несчастий власти решили сломать самую красивую часть западной стены, вместе с башнями…

-18

В 2010-х годах было принято решение восстановить утраченное. Сейчас Верхотурский кремль – самый маленький по площади из всех русских кремлей, дошедших до нашего времени, и единственный на Урале.

-19

Чтобы оценить вид на город, здесь можно забраться на колокольню Троицкого собора.

-20

Дальнейший путь от Верхотурья в Сибирь проходил по реке Туре к Тюмени и далее к сибирскому стольному граду Тобольску. Часть Бабиновского тракта на участке Тюмень — Ирбит и по сей день называют Ирбитским трактом. А по старинному участку Тюмень — Тобольск проложена современная автострада.

Но перед тем как продолжить путь на восток, мы решили заехать еще в одно интересное место на Урале — сверхглубокую скважину. В летних сериях мы показывали вам фильм о Тюменской сверхглубокой СГ-6 на Ямале, которая полностью сохранилась.

-21

Уральской сверхглубокой СГ-4 повезло меньше. После закрытия разведки территорию отдали частным лицам под лесопилку. Каркас 72-метровой буровой вышки сдан в металлолом. Сейчас тут располагается цех по сращиванию клееного бруса.

-22

В Тюмени заехали в гости к Диме Кулику. Именно с ним Саша Еликов в 2013 году на двух ГАЗонах доехал до мыса Челюскин, а потом еще на красном Запорожце рассекал по зимникам заполярья и ездил на перевал Дятлова.

-23

Москвич оставили в Омске у знакомых на небольшое техобслуживание, а сами улетели на Новый год по домам, чтобы потом вернуться и продолжить путь через всю Сибирь в Якутию.