Американцы умеют из всего извлекать выгоду. Из любви, сострадания, жалости, дружбы, из светлых и темных сторон души. Они с легкостью монетизируют и милого котика, и жуткое преступление. И не то чтобы это было плохо, просто данность.
Но сегодня поговорим о том, как спорт из забавы и способа улучшить свою физическую форму превратился в прибыльный бизнес.
Колыбель спортивного маркетинга
Смотрите, как интересно: все инновации, связанные с рекламой в спорте, появляются благодаря Америке. С самого старта таких понятий, как "реклама", "бренд" и "общество потребления".
Еще в 1880 – х годах на бейсбольных стадионах Америки появляются первые билборды. Они пока находятся очень далеко от игрового поля, да и прикупить такую рекламку стоит сущие копейки, но саму идею янки уже уловили: люди придут сюда, люди будут смотреть, почему бы не сделать так, чтобы они увидели не только игроков и трибуны, но и какой кофе самый лучший, а часы самые модные, и тд.
В 1920-х годах спортивные матчи начинают транслировать по радио. Первые наивные рекламы тех лет просто не сохранились. Что до нас дошло официально, так это трансляция финала чемпионата страны по американскому футболу в 1930 году, которую, как бы сейчас сказали, «загадили» рекламой.
В 1941 году реклама ворвалась на телевидение. Впервые трансляция матча была прервана ради рекламного блока во время игры бейсбольных клубов «Бруклин Доджерс» и «Филадельфия Филлис». И рекламировали не какое – нибудь там мещанское пиво или шоколадки, а компанию «Bulova», производителя часов. И было это не хухры – мухры, а как положено, с логотипом и рекламным слоганом. America runs on Bulova time.
Новое время – новые технологии.
Понятное дело, что и в 21 веке эта тенденция к первенству остается. Кто первым додумался продвигать спортивные бренды в соцсетях? Кто придумал создавать аккаунты спортивным командам и олимпийским символам? Американцы.
Кто стал использовать для продвижения блоггеров и пытаться привлечь к своему спортивному бренду молодежь через их кумиров в музыке и кино ( это, кстати, называется инсайдинг). Снова американцы.
Почему мы хлопаем ушами?
Тут медалька с двумя сторонами: с одной стороны – да, пока мы тут вдохновлялись великими идеями о здоровье нации, о том, что каждый советский школьник будет сильным и выносливым и спорт это лекарство от всех болезней, на другой стороне земного шара энергично рубили бабло.
С другой стороны, именно у нас было много примеров суперуспешного спортивного маркетинга, просто этому особо не придавали значения.
Например, именно в Советском Союзе случился офигенно популярный мерч задолго до того, как появилось это слово и понятие. Ну, конечно, это Олимпийский мишка. Продавали все: значки, брелки, кепки, мягкие игрушки, блокнотики. И памятных сувениров на всех не хватало.
Американцы бы срочно организовали дополнительные тиражи и увеличили линейку, вкинув на рынок толстовки, посуду, постельное белье, скатерти, кроссовки, очки, карманные зеркальца и косметику с олимпийской символикой.
А в СССР еще не было маркетологов, поэтому ну не хватило всем, ну и ладушки. В следующий раз хватит. Зато, товарищи, всем хватило тепла и эмоций!
Кстати, про Олимпиаду.
Понятно же, что это самый масштабный и успешный коммерческий проект, и на Олимпиаде можно и нужно делать деньги. Серьезные деньги. И снова американцы первыми дошли до этой простой и прибыльной мысли.
Первопроходцем-новатором был некто Майкл Пейн, который все продумал: стратегии спонсорства, партнерства, способы увеличить охваты, как можно впихнуть рекламу буквально в каждую секунду эфирного времени, как делать так, чтобы даже во время состязаний работала реклама, чтобы она интегрировалась в эпицентр страстей и напряжения. Например, разместить логотипы брендов на форме и снаряжении. Простое же решение, а никто не додумался.
Олимпийские рекорды в маркетинге.
А теперь давайте вам на примерах про успешный успех в рекламе, которого достигли за счет спорта.
Coca -cola. Эти ребята везде примажутся, вы знаете. Они сделали так, чтобы Новый год прочно ассоциировался с вереницами их грузовиков. Не упустили случая и к Олимпиаде присоседиться. Билборды, партнерство, спонсорство, логотип на каждом углу – все это добро с 1928 года. А вот самая масштабная акция случилась в 2012, когда компания собрала молодежь со всего мира в качестве носителей олимпийского огня.
Механизм был такой: вот приложение, скачай его и номинируй человека, которого ты считаешь достойным нести олимпийский огонь. И это должно быть не просто так, а аргументированно: он отличник, спортсмен, волонтер, активист, донор крови, в общем, в обязательном порядке молодец.
Похожим образом вписалась в те же Олимпийские игры и косметическая корпорация «Procter&Gamble». Они придумали такую фишку: запустили рекламную кампанию «Спасибо, мама!», в которой акцент делался на роль матерей в жизни олимпийских чемпионов.
Еще давайте в этот ряд поставим что-нибудь такое, что нам самим известно и запомнилось. Ну, например, Олимпиада 2014 и наш незабвенный макдак. Кампания «Cheer to Sochi» позволяла и в маке откушать, и личное сообщение со словами поддержки любимому спортсмену отправить.
Все это максимально мило, конечно, но, как говорится, ложечки нашлись, а осадочек остался. Мы же все понимаем, что, не будь у всех этих мероприятий коммерческой выгоды, никого бы не волновали ни мамы спортсменов, ни слова поддержки, ни успехи британского юношества.
А вывода не будет.
Плохо это или хорошо – решайте сами. С одной стороны – цинизм и использование людей как объектов, рабочего материала, который может принести деньги. С другой стороны, эти самые люди ведь действительно становятся чуточку счастливее.
А мир учится у Америки делать деньги на каждой мелочи. И без маркетинга мы никуда. В конце концов, и блоггерам жилось бы куда грустнее, если бы у них совсем не заказывали рекламу. Так что все спортивные блоггеры, в принципе, идут той же дорогой, что-то рекомендуя от души, а что-то за денежку.
И народ, кстати, у нас пошел настороженный: вот порекомендуешь что-нибудь исключительно из личного опыта, от сердца, а тебе сразу: «агааааа! Ну и сколько тебе за это заплатили?!» Но это, как говорит очаровательный Леонид Каневский (которого я рекламирую строго от души), совсем другая история.