Изначально в жанрах запутаться было сложно. Да и выбор был небольшой: комедия или трагедия. Это всё, конечно, касается театра. Кино, как иной вид искусства, позволяет не только экспериментировать с множеством различных приёмов, но и активно смешивать жанры внутри одного произведения. Это было неизбежно, так как сама жизнь редко представляется только в одном цвете. Но жизнь органична даже в самом плотном клубке эмоций, и того же самого мы ждём от кино. Верно?
Вот есть “Криминальное чтиво” Тарантино. Необычный, стильный фильм, да ещё с нелинейным сюжетом, не односложный. По жанрам в нём так же неоднородно. Хоть везде и обозначают его, как криминальную драму, но наличие чёрного юмора нельзя не заметить. И при всех этих наворотах фильм выглядит целостным.
Но в последнее время сценарист и режиссёр измельчали. Они хотят смешивать жанры для достижения творческих целей (надо полагать), но единой картины не получается. Например, спецэффекты сегодня дают возможность снимать смачные сцены расчленёнки, сочные выстрелы в любую часть тела и т. п. Видимо, под влиянием тех же Тарантино, Родригеса и даже Джексона мы стали видеть много “весёлых” комедий с убийствами и различным членовредительством. Вот ты смотришь такое кино, но видишь жестокую часть и комедийную раздельно, так как режиссёр просто не смог их смиксовать. Заканчивается фильм, и ты недоумеваешь: “А что я сейчас такое посмотрел? Слэшер или тупую чёрную комедию?”
Качество американских комедий нынче просело капитально. Можно даже не надеяться увидеть чудесный ромком или добрую отвязную комедию из 90-00-х (про 80-е и говорить нечего). Да, объекты юмора у американцев и нас заметно отличаются. Туалетный юмор мы так и не научились (слава всем богам и вселенной) принимать, а там такими приёмами балуются в кино даже с действительно звёздным составом. И обычное дело, когда в американской комедии полно приколов про физиологию и (отгадай эту лингвистическую загадку) “вокзальный кекс” с “пируэтом”, а финал фильма с отличной моралью про настоящую любовь, дружбу, нерушимые принципы института семьи и т. п. Это сделано для того, чтобы развидеть всю предыдущую пошлятину, что ли? Кстати, распространённая проблема современного американского кинематографа – неумение сделать даже трагикомедию или драмеди. При этом в трейлер напихают все три смешных момента, в графе “жанр” на первом месте напишут “комедия”, а ты смотришь и думаешь, что на первом месте должен стоять “бред” (который не Питт).
К сожалению, и наших киноделов эта проблема касается. Без физиологии, к счастью, но недоумения хватает. Недавно посмотрел российский сериал “Райцентр”, где сама история вроде бы понятна, но к стилю много вопросов. На киносайтах сериал маркирован как комедия, детектив и криминальная история. Это всё присутствует, как и масса неуказанного чёрного (мрачного) юмора и какого-то сюра. Только вот это всё никак не смешано и оставляет ощущение с(т)ранного компота и облегчения, что сериал досмотрен. При этом всём, поразительная вещь, работа съёмочной команды и актёров очень качественная. Вот и сочетай это у себя в голове, как хочешь. У меня осталось стойкое впечатление, что кто-то из создателей сериала слишком сильно фанатеет от стилей Тарантино, Ричи и Бёртона, решив, что он будет четвёртым в этом списке.
Сериал “Разрешите обратиться” не такой богатый на стили, но и имеющиеся существуют как-то отдельно, без переходов. История такая: нерешительного, стеснительного, молодого полицейского никто не уважает и не боится. По стечению обстоятельств он становится оборотнем, попутно получив сверхспособности для решения любых проблем как в городе, так и в личной жизни. По первой серии зритель понимает, что сериал можно охарактеризовать, как комедию, экшен и фэнтези. Но потом вдруг то одного натуралистично убьют, то другого; затем какие-то серьёзные разговоры за жизнь вдруг начинаются. И по традиции финал был скомкан и подпорчен приветом американским убивалкам. При том, что сюжет сериала занятный, актёры отлично подобраны и играют, эта неспособность видеть цельность и чувствовать стиль подпортила общую оценку неплохого сериала.
По ненашенскому кино особых пожеланий нет, но в отечественном кинематографе (который ещё и плотно поддерживается государством) больше хочется видеть художников с целостным видением, а не балующихся стилями и фишками экспериментаторов. Хотя, конечно, из таких баловников иногда и получаются новые Бекмамбетовы.
Автор: Николай Семёнов
Редактор: Марсель Македонский