Найти тему

Немного зимы в марте

Стоит выйти на улицу после восьми - улицы тонут в полумгле, нечёткие очертания всего тонут в тусклом свете фонарей и густом разреженном воздухе, который всегда зимой видим, осязаем... он так заметен, что мы невольно сторонимся тех, кто проходит мимо, обдавая нас паром своего дыхания - человек уходит вперёд вполне себе пароходом, оставляя выдох, а ты машинально отворачиваешься, чтобы не вдохнуть, хотя летом тебе бы это просто не пришло в голову.

Фонари помигивают разными цветами, и это слегка координирует время - если бы они рассеянно и растеряно мигали жёлтым - это была бы глухая полночь; то самое время, когда все уже угомонились, смотрят телевизор, смотрят в телефоны, едят, пьют, может быть даже... спят.
И от каждого белого клуба пара в воздухе хочется побыстрее нырнуть куда-то, где хлопнет деревянная обледенелая дверь, впустив с тобой зиму с глухим, но гулким звуком - и такое деловитое топанье валенок друг о друга!.. Комья снега всегда отвратительны - на рейтузах, на валенках, на варежках... особенно на варежках! - их всегда хочется выкусывать по-собачьи зубами, но торопливая взрослая рука не больно, но сердито бьёт: "не смей! тащишь в рот всякую заразу...".

остатки былого ледяного великолепия
остатки былого ледяного великолепия


И продолжение взрослой ненависти к комьям, невкусанным, к запаху мокрой шерсти варежек и подтаявших льдинок на штанах, на которых никогда не хватает свободных батарей в детских садах...

Восстающие из снега и из мёртвых - рыбьи головы и хвосты на обледенелых досках прилавков, оранжевые плоды хурмы, чуть тронутые инеем, краснолицые языческие женщины, перевязанные пуховыми платками крест-накрест, с подрезанными кончиками-пальчиками - те примитивные митенки всегда наводят на мысль об отрезанных и обмороженных пальцах - красные, распухшие... как те детские отмороженные носы и щёки, которые становятся нечувствительными, пылая нездоровой зарей, а после пылая спелой свёклой.

В глубинах дворов кое-где доживают ёлки - худые, хмурые... воображение могло бы срифмовать "волки!" - но нет... ёлка, вырастая из глухой и густой тьмы, зловещей никогда не была... хотя неподвижно висящие лампочки, кое-как выкрашенные красной и зелёной краской, бумажные чудовища, которые тихо поворачиваются туда-сюда, шевеля бумажной бахромой бород и перьев... но мы точно знали, что это колдовство - доброе. Проще - волшебство. После такого слова ни у кого сомнений не возникнет. А деревянный каркас горки вызывает восторг и замирание где-то под ложечкой - и неважно, сколько ушибов, порезов, рассаженных подбородков и бровей... и рёв! - рёв, поднимающийся над тёмным двором - к холодным равнодушным звёздам. О, первая наша общая драма!..

красавица Ангара на фоне торгового дома Кальмеера
красавица Ангара на фоне торгового дома Кальмеера

Лёд горки по цвету напоминает мясо свежего (или подсоленного) омуля... серебристо-голубовато-розоватая внутренность рыбьего студня. К оттепели лёд и впрямь похож на холодец - но уже действительно варёный - с желта...
Каркас горки - рыбий хрупкий скелет, замороженный зимой, закалённый водой, расшатываемый топотом ног и равнодушный к ежеминутным взлётам и падениям.

И сколько ж раз эти взвизги вниз! - спёртое дыхание - вверх! -
и вдруг... посреди двора, посреди двадцатого века, посреди детства и зимы - мысль:
-И зачем это? - и это всё? - скучно.

Тряхнув головой, смеёшься и бежишь опять, но, может быть, чуть подустав и охладев. Как и все занятия, не отягощённые головой, прискучивают, - так и занятия, поглощающие интеллектуально, вдруг отрезвляют: - не хватает... чего-то не хватает. Очередное противоречие духа и тела.

старик Байкал на Пролетарской улице
старик Байкал на Пролетарской улице

И в молодости - эти масленичные какие-то катанья гурьбой, когда ещё более важно, чем раньше, чью руку ты зажимаешь неловкой варежкой; пытаешься разглядеть лицо сбоку, отдуть прядь, прилипшую к уголку рта, поправить тыльной стороной руки наползающую шапку ли, опушку капюшона... и уже нет того детского шарфика, которым завязывают всем местным Пятачкам рты взрослые Винни-Пухи, но концы длинного "шарфа до сапог" (у какого-то писателя был хорошо схвачен этот образ девиц 80-ых, курящих на крыльце института в шарфах до сапог и с густо подведёнными глазами... я не помню)... концы шарфа надо подобрать, плюхнуться как-то мягче, легче, но щиколотку, зажатую сапожком, непременно прижмут, локоть вывернут, шубка распахнётся, волосы в рот лезут... и вся эта орущая и вопящая куча-мала юнцов, которая несётся с ледяного склона, а потом ты торопливо отползаешь, чувствуя униженность, свою неуклюжесть и беспомощность в тот момент, торопливо оправляешь одежду и второй раз только качаешь головой: - Нет, я больше не хочу, - отходишь и пристукиваешь каблучком о тротуар: - Чёрт, холодно!..

Да, сегодня в маршрутке внезапно (март на дворе!) встретила ребёнка, который "гость из прошлого" - в шубке. Бедный "филиппок" в тяжёлой шубе, перекошенный ранцем, с шапкой, наползающей на глаза... ехала я на той машрутке, которая идёт в микрорайон Топкинский - видимо, откуда-то из небогатого частного сектора, а шуба перешла по наследству. Посочувствовала мысленно малышке (класс второй, думаю) - и ранец тяжёлый, и шуба, и жарко!

улица Подгорная
улица Подгорная

И ледяные дворцы, которые в 90-ые охраняли наряды милиции (сейчас бы тоже нужно!), а шпили и впрямь выглядят заманчиво - отломить верхушку у макушки маковки и... лизнуть. И льдистые хрустали, подсвеченные лампочками изнутри - лимонно-жёлтые и нежно-розовые цвета высвечивают водоросли внутри, домики кажутся марципановыми - мы все читали "Щелкунчика" и мечтали о Божественном Марципане, который... разочаровал меня через двадцать лет так, как разочаровывает сбывшаяся мечта.

склоны Иерусалимской горы в марте
склоны Иерусалимской горы в марте

Неуклюжий ребёнок-медвежонок забирается с божьей (а точнее с родительской) помощью на льдистое сооружение, подминая его тёплым шерстяным животом, обхватывая варежками, а в кулаке у него непременно зажато оружие - ледянка. Ребёнок же варвар - как же он без своего нехитрого оружия из пластика?
Зверёнок испускает победный клич, но его опять осаживают: - Не кричи на морозе - горло застудишь. Ну-ка, слезай вообще! - штаны, наверное, промокли...

иркутские окошки изо льда
иркутские окошки изо льда


Бесцеремонные руки спускают с вершин, а ребёнок, неловко вывернувшись, смотрит на сверкающие ледяные копья, пилястры, кристаллы и мостики:
-Какие штаны, мама? ты о чём вообще? - опять этот треклятый ваш быт? не промокли у меня ноги, а и промокли? - что с того? - я не сахарный...
-Пойдём... ещё в гастроном зайдём - успеем. Надо сахар, молоко кончается...

ледяные иркутянки
ледяные иркутянки

Тигрёнок слушает невнимательно и только в густой тесноте и толкотне людей понимает, что сказка на сегодня закончилась, а ему жарко, неудобно, всё чешется нестерпимо... хочется повернуться - но только всем телом, шапка наползает на глаза, кусает лоб, натирает под подбородком... ребёнок припадает к витрине, закрыв глаза, прижимаясь открытым ртом, щекой, носом - остаётся след, как на зимнем окне...
но космонавтёнка поднимают за шиворот и энергично встряхивают... думаю, что нет нужны озвучивать - нам надоело это ещё тогда, но мы забыли и... завязываем рты своим детям, чтобы и тем было неповадно собирать грязь с заманчивых витрин, хотя в душе что-то замирает на долю секунды, когда мы слышим в песне: "по сладкому поту румяных витрин...", но это то душевное движение, которое нельзя оформить мыслью.

старые-старые окошки на улице Богдана Хмельницкого
старые-старые окошки на улице Богдана Хмельницкого

Но в тускло освещённом магазинчике, на фоне голубых и толстых стен, вдруг заманчивыми начинают казаться брикеты киселя... мало того! - и сейчас я всегда хочу купить кисель, чтобы готовить десерт. Заманчивыми кажутся и пакеты с сахаром, которые похожи на сникших птиц - по форме - тушки белых голубок... и молоко льётся в белую чашку, наполненную горячим варевом рыжего или розового цвета, льётся и расцветает тонкими узорами укропа и прочих соцветий на окне... и лицо поднимается над чашкой и вглядывается в узоры.
-Пей, а то остынет - будет невкусно... ложку, может, дать?

молоко в киселе
молоко в киселе

бессменные сторожи улицы Богдана Хмельницкого или 5-ой Солдатской
бессменные сторожи улицы Богдана Хмельницкого или 5-ой Солдатской


В сонном мареве, сытом детском осоловении, наступает момент, когда сверкающая ледяная карусель, из фильма про Мэри Поппинс, начинает раскручиваться назад, - голубая краска магазинчика уже напоминает о холодном зале филармонии, где сидишь, тюпаешь валеночками об пол, ковыряешь вытертый бархат кресла, зеваешь и... вдруг обрадованно вскидываешь голову: - Это хотя бы знакомо - вступают мечущиеся и тревожные скрипки Вивальди - Зима.


В детстве это была совсем не зима, но тогда и хватало тебя на минуту-две... а потом начинал озираться, считать грязно-белые полукружья в шторах-маркизах, изучать лепнину вокруг герба над, смотреть на женщину с тонкой белой рукой с полоской часиков - рука взлетает в тех местах, где музыка тебе нравится. Смычок опускается, женщина поправляет очки или выбившуюся прядь волос, а время заполняет густая и тяжёлая виолончель или что-то медно грохающее, но ты мучительно ждёшь только взлёта смычка - не потому, что интересно, а потому что уже неважно, чего ждать... конца-то этому не предвидится.

И хорошо, правда?..

Да уж... зимы в Иркутске хватит на все весенние месяцы. Но сквозь льдисто-синий цвет пробивается предчувствие тюльпанов, праздников, весны и любви!..

-11
Богдана Хмельницкого раньше была 5-ой Солдатской и Базановской
Богдана Хмельницкого раньше была 5-ой Солдатской и Базановской
институт травматологии и ортопедии - берегите ноги-руки! - скользко.
институт травматологии и ортопедии - берегите ноги-руки! - скользко.

нежность улицы Подгорная, чьё название никогда не менялось...
нежность улицы Подгорная, чьё название никогда не менялось...