Найти тему
4,7K подписчиков

Рецензия: BRUCE DICKINSON - The Mandrake Project (2024)

816 прочитали
Автор: Николай Чувиков Это один из тех альбомов. Да-да, тех самых.

Автор: Николай Чувиков

Это один из тех альбомов. Да-да, тех самых. Что я бы не написал про этот лонгплей, и какое бы мнение не выразил, я всё равно спровоцирую кучу недовольных комментариев от несогласных со мной читателей. Однако именно по этой причине "The Mandrake Project" меня так и интригует - эта одна их тех записей, что уже стала причиной споров и разногласий. А разве есть в этом мире нечто более интересное, чем столкновение мнений?

Однако сразу стоит отдать должное самому Брюсу Дикинсону: когда он анонсировал свой новый альбом (первый с 2005 года, когда свет увидел замечательный "A Tyranny Of Souls"), а вслед за ним и возвращение в строй Роя Зи (Roy Z), я как-то сразу решил, что он продолжит стилистику своих прошлых альбомов. Однако легендарный вокалист Iron Maiden решил не топтаться на месте и, впитав в себя опыт прошедших двух десятилетий, влил в "The Mandrake Project" как элементы навороченного и напыщенного прогрессива, так и влияния грув-метала и даже сладжа. Единственное, что осталось на альбоме от "Accident Of Birth" и "Chemical Wedding", так это увлечение Брюса оккультизмом, философией Просвещения, романтизмом и мифологией. Не обошлось и без Уильяма Блейка, почитателем которого Дикинсон является уже долгие годы: именно его цитаты мелькают в официальных видеоклипах на песни с альбома, а моральная составляющая сопутствующего графического романа определённо навеяна суждениями и умозаключениями поэта и художника.

"Стоп-стоп-стоп... какой такой графический роман? - спросит меня внимательный читатель. Действительно, выпуск "The Mandrake Project" предварялся публикацией комикса из двенадцати частей, чей сюжет напоминает своеобразный микс между Стивеном Кингом и Роджером Желязны, а в качестве основной тематики заявлена борьба человека за собственную идентичность. Оккультизм, претенциозность, фантастическая псевдонаука, - вполне интересное чтиво, если вы любите такого рода литературу. Более того, делюкс-издание "The Mandrake Project" включает в себя все части комикса, так что если вы коллекционер (как я), то вы знаете, какую версию альбома искать в магазинах.

Теперь обратим свой взгляд на саму музыку, и сразу же готов вас предупредить, что именно здесь начинаются самые противоречивые мнения. Так что наберитесь терпения и понимания. После первого же прослушивания "The Mandrake Project" у меня в голове осталось два определения для альбома: "амбициозный" и "скучный". Постараюсь пояснить: Брюс Дикинсон очевидно проделал большую работу и вложил в альбом целую россыпь идей и задумок, тем самым создав на удивление разнообразное и яркое музыкальное полотно. Однако при этом он каким-то образом забыл о выразительной мелодике и динамике. К моему большому сожалению, большинство песен на альбоме тянутся подобно резине, а в плане атмосферы напоминают болото, медленно, но безжалостно засасывающее слушателя в свои мутные воды.

Причём заметно это уже на открывающем треке "Afterglow Of Ragnarok", который не расхвалил лишь ленивый, но который при этом оставил меня с большим вопросительным знаком над головой. Готов отдать Брюсу должное - впечатляет как его массивный и драматичный вокал (но тут ничего удивительного нет), так и его тяга к нео-классическим аранжировкам и прогрессивной жанровости. Однако вместе с этим гитарные риффы кажутся грузными и неповоротливыми (вполне в стилистике грув-метала середины девяностых годов), а ритмика замедленна и маловыразительна. Невольно создаётся ощущение, что Брюс и Рой решили вернуться к стилистике альбома "Skunkworks", который я никогда не считал успешной записью.

"Resurrection Men" звучит поинтереснее и пободрее, но так и не приводит слушателя ни к какому композиционному апофеозу. Песня кажется бессмысленно перегруженной и задавленной, а мелодика теряется на фоне претенциозности. "Face In The Mirror" - ещё один пример того, как хорошая идея оказывается похороненной под излишне амбициозными замыслами. Песня несбалансирована и излишне нелинейна - будто кто-то закинул в котёл кучу противоречащих друг другу идей и забыл перемешать содержимое.

Причём на самом деле все вышеописанные проблемы свойственны не только "The Mandrake Project", но и прошлым нескольким релизам Iron Maiden. Я очень люблю прогрессивный металл и души не чаю в сложных композиционных структурах, но нужно понимать, что не всем группам удаётся сбалансировать в своей музыке многочисленные элементы, которые входят в основу этого многогранного жанра. Причём у Iron Maiden были удачные попытки скрестить своё классическое звучание с прогрессивом - альбомы "The X Factor" и "A Matter Of Life And Death" хороши как в плане сложности музыкальных структур и неординарности гармоний, так и в вопросе мелодики и драматичности. Однако относительно недавние "The Book Of Souls" и "Senjutsu" пусть и не лишены проблесков очевидного гения, но процентов на пятьдесят наполнены перегруженными, излишне претенциозными, несбалансированными и на удивление скучными песнями. Опять же - низкий поклон Iron Maiden за их амбиции, но вот финальный результат пусть и неплох, но и не особенно удачен. "The Mandrake Project" удивительным образом повторяет ошибки "The Book Of Souls" и "Senjutsu", и это более чем примечательно. Благо, что, как и в случае с Iron Maiden, новый альбом Дикинсона не лишён воистину ярких и благодатных моментов.

"Many Doors To Hell" чрезвычайно театральна и атмосферна, а её мелодика захватывает буквально с первого прослушивания. Интересно отметить, что вокал Брюса до сих пор на высоте (даже если и не так звонок как был ранее), а его вдохновенная подача не впечатлит лишь полного и бесповоротного скептика. "Rain on the Graves" чертовски хороша и в очередной раз напоминает мне, почему я люблю Iron Maiden и сольники Дикинсона - они не просто музыканты, они также и сказители. Они рассказывают истории, и делают это максимально образно и эмоционально, будто переживая судьбы своих персонажей. Это не просто песни - это своеобразные звуковые спектакли, ярмарочные представления, которые на несколько минут переносят слушателя в другой мир - мир грёз, фантазии и приключений. Неплоха и "Fingers In The Wounds", выполненная в духе "Chemical Wedding", а сиквел к мэйденовской "If Eternity Should Fail", "Eternity Has Failed", оказывается вполне на уровне исходного оригинала.

"The Mandrake Project" - альбом противоречивый и малопонятный. На одной чаше весов - огромные амбиции, интригующий замысел, музыкальный профессионализм, нестареющий вокал самого Брюса (ну, почти...) и пригоршня запоминающихся и драматичных песен. На второй чаше весов - неудачная интерпретация прогрессивного металла, маловыразительная мелодика, странное увлечение грувовыми риффами и интонациями, композиционная несфокусированность и общая несбалансированность. Уверен, что у альбома найдутся тысячи почитателей по всему миру, но лично я не испытал от "The Mandrake Project" того восторга, на который я рассчитывал (особенно учитывая тот факт, что я очень люблю и "Accident Of Birth", и "Chemical Wedding", и "Tyrrany Of Souls").
_________________________________________________________________________________
Понравился обзор? - а я ещё и книги пишу!
Роман "Сквозь Бесконечность, акт 1: Эра Отверженных" доступен в электронном формате:
ЛитРес:
https://www.litres.ru/book/nikolay-chuvikov/skvoz-beskonechnost-akt-pervyy-era-otverzhennyh-69135757/
Новый тираж уже в работе!

Черновик моей новой книги, "Безымянный", уже доступен для прочтения:
https://www.litres.ru/book/nikolay-chuvikov/bezymyannyy-70006300/
_________________________________________________________________________________

#brucedickinson #themandrakeproject #heavymetal #Англия