Ведущий конструктор СГТ Марина ГИЗАТУЛЛИНА не раз осваивала совершенно новые для себя направления деятельности.
- На завод я пришла почти 45 лет назад. Кабельщики были нашими шефами. Мы с одноклассниками бывали в цехах, ездили на экскурсии на заводских автобусах. Имя «Камкабеля» гремело, и в 1979 году я начала свою трудовую деятельность в должности ученика намотчика кабельных роликов в цехе кабельной арматуры. Одновременно поступила на вечернее отделение политехнического института.
Вскоре я перешла лаборантом в металлографическую лабораторию ЦЗЛ, а перед защитой дипломного проекта меня приняли на должность инженера-конструктора СКТБ. Вместе с коллегами осваивала новые изделия – арматуру для атомных станций.
Когда было принято решение о том, что завод будет производить нефтекабели, я перешла в новое бюро. До этого у нас не выпускали плоский кабель с профилированной броней. Пришлось поучаствовать в приобретении и привязке оборудования, выполнять постановку изделий на производство, корректировать профиль брони и отрабатывать технологии. Выезжали к нефтяникам, видели кабель в работе.
С 1998 года я работаю в службе главного технолога. Здесь почти сразу перешла в новое бюро кабелей высокого и среднего напряжения. Осваивали выпуск кабелей в сшитом полиэтилене. Пришлось впервые заниматься круглыми уплотненными жилами, жилами типа «Milliken» для кабелей напряжением 110-220 кВ. Прошли всю цепочку от скрутки ТПЖ до сдачи готовой продукции.
- Марина Алексеевна, как вам удавалось каждый раз добиваться успеха в новом деле?
- В таких случаях сначала чувствуешь себя растением, которое с корнями пересадили с места на место, а потом осваиваешься и начинаешь приносить плоды, да и коллеги всегда помогали.
Сейчас я вхожу в бюро по работе в IT. Тоже новый опыт, особенно если учитывать, что когда-то я начинала свою деятельность с арифмометром, а в столе у каждого инженера лежали логарифмическая линейка и таблицы Брадиса. Теперь же без нашего бюро производство работать не сможет. Заносим в систему большой объем информации для всех служб. Нужно разработать конструкцию кабеля, понимать цепочку изготовления, знать применяемые материалы, уметь рассчитать конструкцию, собрать состав изделия, правильно указать оборудование и тару. Внедряем новый модуль Cable-designer, который должен автоматизировать создание и ввод новых конструкций КПП. Я отвечаю за цех 9, по-прежнему сотрудничаю с бюро КВСН. Коллектив обновился, помолодел, успешно выполняет поставленные задачи.
- Наверное, очень интересно своими глазами видеть все изменения, произошедшие на заводе и в отрасли.
- Конечно. Причем не все прогнозы оправдываются. Нам еще в институте говорили, что кабель с бумажной изоляцией идет на спад, будущее за кабелем с СПЭ. А сейчас мы видим, что объемы выпуска кабеля в бумаге не снижаются, наблюдаем растущий интерес к кабелю с изоляцией из ЭПР. Рынок диктует условия, завод осваивает номенклатуру, которую раньше никогда не выпускал, развивает розничное направление. Постоянно нужно быть готовыми к чему-то новому, и нашему предприятию это удается.