Первые перемены в журнале я заметила ещё в сентябре прошлого года: 9-й номер журнала вышел в новом дизайне. С обложки исчез привычный логотип с изображением памятника Минину и Пожарскому, обложка стала серого цвета с разводами разных оттенков.
Изменилось и содержание журнала: в нём стало гораздо меньше публикаций на общественно-политические темы.
Произошли перемены и в составе редколлегии журнала: оставил пост главного редактора Станислав Юрьевич Куняев после того, как встретил своё 90-летие. Он остался почётным председателем Общественного совета журнала. А пост главного редактора занял Сергей Станиславович Куняев (р.1957), до того занимавший должность заместителя главного редактора. А заместителем стала поэтесса Карина Константиновна Сейдаметова (р.1984), которая до этого была зав. отделом поэзии. А с поста зав. отделом прозы ушёл замечательный писатель Александр Юрьевич Сегень (р.1959). Его место занял Дмитрий Александрович Лагутин (р.1990).
Я бы, наверное, не обратила бы на все эти перемены серьёзного внимания, если бы один из посетителей моего канала не оставил интересный комментарий к моему обзору 1-го номера «Нашего современника», где написал о статье Александра Сегеня в №1 «Литературной газеты» за 2024 год. Я, конечно, эту статью нашла и прочитала (не на сайте ЛГ, в других местах).
О чём ж эта статья?
Очень резко и нелицеприятно высказался Александр Юрьевич о переменах в политике журнала.
Он вспоминает 30 с лишним лет, в течение которых заведовал отделом прозы журнала.
«И мы никого не боялись, стояли плечом к плечу. Смело смотрели в глаза мерзавцам, когда в октябре 1993 года люди в нарочито чёрных кожанках пришли нас разгонять, и спасло лишь заступничество Юрия Бондарева, чьи книги почему-то любил Ельцин. Подписывая мне свою книгу о Есенине, Куняев начертал: «Александру Сегеню, моему почти что сыну…»»
Причины происходящего Александр Юрьевич видит в первую очередь в ошибках Станислава Куняева.
«У Куняева главенствовал один [принцип] – сильное родо-племенное чувство. Любя своего единственного сына, готовил его на своё место как наследного принца... Старея, он всё больше старался всем доказать, что его сын станет достойным продолжателем дела отца. Отметив своё девяностолетие, Куняев-старший оставил за собой номинальную должность главного редактора и удалился на покой, а сына за пару лет до того назначил генеральным директором «Нашего современника»... Его сын Сергей вскоре назначил заместителем главного редактора свою жену Карину Сейдаметову»
Кстати, нигде в интернете не упоминается о родственных связях Сейдаметовой с Куняевым, но если это так, то журнал полностью перешёл в собственность одной семьи (а что, так можно было?)
«Безвольный и бездеятельный Сергей успокоился на даче в Переделкино, не спеша пописывая длинную и нудную книгу о Вадиме Кожинове, а всю власть в журнале узурпировала Карина. Поначалу она вела себя довольно скромно. Но власть возвышает сильных и сильно портит ничтожных».
На самом деле, это правда: книга Сергея Куняева «Вадим Кожинов» по главам уже много лет печатается в «Нашем современнике».
«2023 год стал годом переворота в журнале. Сначала из публикаций отдела прозы стали изыматься материалы, в которых речь шла о современных политических событиях. Сейдаметова объясняла это тем, что журнал стал подчиняться АСПИР – Ассоциации союзов писателей и издателей России: мол, председатель АСПИР Сергей Шаргунов против всякой политики. Позже я спросил у Сергея, моего давнего доброго знакомого, так ли это, на что получил возмущённый ответ: «Ни в коем случае!»»
Что же получается, кто-то врёт?
Пишет Сегень и о том, как и почему поменялся дизайн обложки журнала.
«Настоящий гром грянул в сентябре, когда из типографии пришёл свежий номер и все сотрудники ахнули: –Не может быть! Вместо прежней белоснежной обложки с Мининым и Пожарским очам явилось нечто серое, абстрактное, чудовищное в своей безликости. Кто принимал решение? Кто голосовал за или против? Состоялись ли дебаты? Оказывается, нет. Сейдаметова лично распорядилась, ни с кем не посоветовавшись, наплевав на принцип коллективности. О новой обложке не знал даже технический редактор Геннадий Мараканов, сей шедевр авангардизма Карина заказывала где-то на стороне».
Как же всё-таки могло получиться, что журналом стал практически руководить один человек?
«Выяснилось, что противостоять произволу Сейдаметовой юридически невозможно. И вот почему. Когда-то учредителями журнала являлись Союз писателей России, Фонд славянской письменности и культуры и коллектив журнала. Но в начале нового столетия всё поменялось.
Стремясь обеспечить трон сыночку, чадолюбивый Куняев отсёк и союз, и фонд, а учредителями стали главный редактор и два его заместителя – Гусев и Казинцев. Они никогда бы не допустили смены курса. Но в 2012 году скоропостижно скончался Геннадий Гусев, уже немолодой, года не доживший до восьмидесятилетия. На его место в учредители вписали наследного принца.
Однако главным препятствием на пути к престолу короля Лира оставался Александр Казинцев. Человек, преданный журналу, и де-факто делавший его в последние двадцать лет. И ни у кого не оставалось сомнений, что именно он в будущем станет главным редактором, а не бездельник и баловень Серёженька. Но нежданно-негаданно шестидесятисемилетний и цветущий – не пил, не курил – Александр Иванович приехал из командировки домой, почувствовал недомогание, а утром умер. Списали на ковид. Так исчез наиболее опасный для наследного принца соперник. А на его место в учредители записали Ивана Переверзина, некогда властного руководителя Литфонда, с недавних пор оставшегося не у дел. И всё. Юридически журналом завладел наследный принц».
(ещё раз: а что, так можно было?)
Исчез и архив журнала на сайте – не весь, а только тот, что был до смены обложки. Я проверила – это действительно так. Как будто и не было ничего раньше сентября 2023 года. Сайт журнала – здесь.
Сам Александр Сегень с 1 января 2024 года уволен из «Нашего современника», с которым сотрудничал 35 лет своей жизни.
Статью Александра Сегеня можно прочитать здесь.
Во 2-м номере журнала опубликовано множество писем различных авторов и читателей журнала, которые высказывают свою поддержку Сейдаметовой (почему ей, а не главному редактору? Неужели он в самом деле полностью ушёл в своё творчество, отдав журнал на откуп молодой жене?) и называют Александра Сегеня разными плохими словами.
Что лично я могу сказать на эту тему? Не знаю. Разбирать чьи-то дрязги всегда неприятно. Я не могу сказать, что нынешний дизайн обложки лучше или хуже предыдущего, но предыдущий был привычным, имел смысл и стал уже брендом.
Но с другой стороны, я за то, чтобы в литературных журналах было меньше политики и больше культуры.
И ещё, я очень против семейственности. Понятно, что каждый взрослый человек перед своим уходом на заслуженный отдых стремится пристроить своё чадо к кормушке, но как-то уж очень нехорошо всё это пахнет. Талант не всегда передаётся по наследству.