Продолжаю изучать список основных оскаровских номинантов сезона 2023-2024. Ниже пойдет речь о фильме «Американское чтиво», вышедшем прошлой осенью.
В последние годы премия Оскар довольно сильно ушла от объективного признания сильных киноработ в сторону повестки, и это видно невооруженным глазом. Уже давно шутят: чтобы фильм получил Оскар, он обязательно должен быть о трудностях и злоключениях бодипозитивного чернокожего представителя нетрадиционной ориентации, которого на работе обижают белые. Так вот, по всей видимости, сложившийся тренд на повестку ради повестки поднадоел не только нам, но и за океаном.
Сюжет «Американского чтива» удивительно злободневен. Современный писатель Телониус Эллисон, для своих Монк, пишет хорошие, содержательные книги, но очень нишевые - бестселлером так ни одна и не стала. Новую рукопись и вовсе не торопятся издавать: агент прямым текстом говорит, что сейчас нужно писать что-то "черное", а у него от афроамериканской проблематики только собственная физиономия (и она не продает). На книжном фестивале в Бостоне, куда Монка по старой памяти еще приглашают, он знакомится с модной автором Синтарой Голден, написавшей бестселлер о "настоящей черной жизни". Читая эту "мусорную" литературу, Монк поражается, насколько мир сошел с ума, и как-то вечером, как следует напившись, решает написать книгу-издевательство. Намеренно вульгарную, намеренно банальную, с вопиющими штампами и клише об афроамериканцах в представлении белых, с откровенно бредовым сюжетом. Смеха ради он отправляет это агенту в полной уверенности, что его издевательство над повесткой распознает любой способный читать человек, но...
Внезапно на голову писателя обрушивается фантастический успех. Издательства готовы предложить баснословную сумму. Киностудия сразу же заинтересовалась и предлагает еще более сумасшедший гонорар. Монк, которому стыдно вообще иметь к этому отношение, очень нуждается в деньгах - в его семье несчастье, словом, приходится согласиться и еще больше увязать в паутине лжи, выдумывая легенду вокруг своего альтер-эго - "настоящего черного парня", который по легенде вдобавок еще и в розыске у ФБР... Параллельно его, под настоящим именем, приглашают в жюри важной литературной премии - во имя расового разнообразия - и ему приходится выносить оценку себе самому в этой новой неожиданной ипостаси модного писателя "из народа"...
Фильм смотрится на одном дыхании. Помимо уже заявленной социальной подоплеки мы видим, как развиваются отношения Монка с родственниками и больше узнаем о нем самом. Хочу сказать, что замечательный актер Джеффри Райт в «Американском чтиве» показывает очень достойную, убедительную игру, его герою веришь и сочувствуешь. Как, впрочем, и всем остальным, от членов его семьи и романтического интереса из дома напротив до каждого члена жюри упомянутой премии.
Темы, которые затрагивает фильм, весьма актуальны. Как человек, который работает в издательстве, могу сказать, что все так и есть: ширпотреб продается очень хорошо, причем чем банальнее, вульгарнее и пошлее, тем лучше. Массовый читатель не ждет достоверности и не ищет ее. Он уже почти не способен воспринимать язык хоть чуть богаче и сложнее желтой прессы и постов в социальных сетях, а если в тексте еще и обилие сносок, то тушите свет. Отложит, не дочитает, а то еще и добросовестно напишет хейтерские отзывы везде, где есть окошко для комментария. Чем манипулятивнее - тем лучше. Обязательно непонятно от кого рожденные дети. Обязательно неприкрытая слезовыжималка с пересыпанными банальностями диалогами. А если уж в конце кого-нибудь убьют/трагическая гибель в автокатастрофе на чьих-нибудь глазах, то все, считайте, прямо в сердечко. Умная, вдумчивая литература с проработкой матчасти становится все более и более нишевой, у таких авторов хорошо если есть узнаваемость в очень узких кругах - часто нет практически никакой. Поэтому драма и внутренний конфликт главного героя мне более чем ясны. К сожалению, таков сегодняшний мир.
Важно и то, что такую манипулятивную не-литературу о том, как кто страдает, обычно пишут люди, которые сами к этому не имеют никакого отношения.
Примечателен диалог, который состоялся у Монка с Синтарой. Он прямым текстом говорит ей: слушай, ну ты же не росла как черная из трущоб, ты из богатой семьи, получила хорошее образование... Тебе самой не противно поддерживать довольно унизительные, неприятные стереотипы о черных, в которых живут белые, такой книгой? А она пожимает плечами и говорит: не вижу ничего плохого в том, чтобы давать рынку то, что он хочет.
И это - тоже позиция. Причем позиция, которая очень устраивает издательство (которое хочет бестселлер), литературных агентов (которые хотят гонорары) и конечного потребителя, который несет свои деньги в книжный (который хочет простых, понятных и гарантированных эмоций). Вот только не каждый способен "продаться" во имя пяти минут конъюнктурной славы и больших гонораров. Или все же каждый?..
При всей серьезности заявленных тем в настоящую, суровую драму «Американское чтиво» не падает. Драмы там достаточно, но много и юмора - местами смеешься в голос, даже так, как если бы этот фильм снимал Тарантино. Режиссер старается держать тон драмеди, но в откровенный фарс не уходит тоже. Балансирует между этими жанрами - и весьма успешно. Герои вызывают симпатию и сопереживание, о каждом из них складывается цельное представление, они и смешат, и очаровывают, и раздражают так, что временами практически каждому хочется настучать по голове. Там никто не мученик, там нет слезовыжималки, все очень похоже на правду, потому что в каждом человеке есть и хорошее, и не очень, и все мы периодически поступаем неправильно (и то можем признать свои ошибки и исправить их, то нет). Режиссер рассказывает историю - в которой есть место всякому, но ничего не навязывает, ни к чему не призывает, никого не осуждает и не обличает. И послевкусие остается все-таки светлое, несмотря на то, что здесь не то чтобы хэппи-энд.
Не будет спойлером сказать, что финал напомнил прекрасный фильм «Достать коротышку». Если посмотрите, поймете, почему.
А посмотреть стоит. Безусловно, «Американское чтиво» - фильм об актуальных проблемах в США и для США, в первую очередь, но и нам есть, что посмотреть. Да, у нас не выражена до государственных масштабов расовая повестка (и слава богу), но рынок художественной литературы в целом живет по очень и очень схожим законам. И если вы имеете отношение к книгоизданию, вам в этом фильме точно многое откликнется саркастичным узнаванием. Если же нет, просто хорошо проведете время и получите заряд положительных эмоций, особенно от игры Джеффри Райта. Хотя и Стерлинг К. Браун ему ничуть не уступал.
Что касается Оскаров, очень интересно, будет ли хоть одна награда при пяти номинациях. Глобусы фильму не достались. Зато Британская киноакадемия отметила «Американское чтиво» за лучший адаптированный сценарий - с моей точки зрения, справедливо.
А вообще, то, что киноиндустрия в 20-х годах 21-го века еще способна посмотреть на себя через сатирическую призму, посмеяться над собой и даже не "отменить" такой сюжет, не оскорбиться по какому-либо поводу, а даже номинировать его на престижные премии - обнадеживает. Глядишь, скоро тренд на повестку ради повестки дойдет до пика и пойдет на спад. Впрочем, возможно, они как и в фильме, увидели не совсем то, что хотели показать создатели - и не совсем тем восхитились. Так или иначе, «Американское чтиво» стоит посмотреть. Рекомендую.
Понравился обзор? Спасибо за внимание! Автор будет рад лайкам, комментариям и подписке на канал!