Найти тему
Личная безопасность России

Искусство одного мастера или почему просто назваться школой единоборств недостаточно

Обычный человек увлекающийся единоборствами или даже тренирующийся самообороне верит, что его тренер/инструктор, который быстрый и возможно сильный, показывающий мастерство, сможет его обучить владеть телом, техниками и даже подручными средствами, оружием, также как он.

Это самообман и обывательское отношение к вопросу получения навыков!

Скорее всего, никто вас ничем не научит в сфере самообороны, т.к. ни методики, ни образования позволяющего написать программу и апробировать ее у инструктора нет, а сам он попадает под термин: "искусство одного мастера". Что говорит о том, что сам он может показать то и то, а возможно, даже проведет спарринги, окажется сильным и подготовленным бойцом. Но учеников, инструкторов, школы и расписанной системы подготовки нет. А без этого всего перечисленного попросту не может быть никакой системы/школы.

Если сам умеет, то легко научит?

Это говорят не очень умные люди, которые почему-то не переносят свое мнение на медицину или пилота самолета, а также на учителя. Ведь все они учились по много лет быть специалистами, а потом еще и накатывали это годами.

Так что мешает 99% инструкторов из "прикладного" мира соблюсти здравый смысл и не учить людей "делать как я", потому что ты маленького роста со своими кондициями, а у тебя 80% людей здоровых и высоких, которым твои заплетушки не подходят ни по антропометрии, ни по кондициям?

Вот как писал один из младших инструкторов моей школы...

С.П.А.С. – это не просто секция единоборств. С.П.А.С. – это настоящая АКАДЕМИЯ РУКОПАШНОГО И НОЖЕВОГО БОЯ!

Нет, это не те академии, которыми сейчас называют всё подряд типа салон красоты «Академия красоты» или фитнес-клуб «Академия».

Я говорю о настоящем образовательном заведении статуса АКАДЕМИЯ.

Почему?
Ну подумайте сами.

Академия – это ВУЗ. В каждом учебном заведении есть студенты различных курсов, есть преподаватели, старшие преподаватели, профессора. Есть очная и заочная формы обучения. Есть зачеты и экзамены. Есть внутренние и внешние конкурсы.

Так вот в С.П.А.С.е всё это есть!

- Есть младшие, старшие инструкторы.
- Есть аттестации бойцов на различные уровни (курсы).
- Есть турниры внутренние и внешние (конкурсы).
- И есть даже сессия, коими смело можно назвать сборы (летние, осенние, зимние). Только здесь списать не получится — на аттестации все как на ладони.

Всё это говорит о серьезном подходе к процессу обучения и, на мой взгляд, для человека из провинциального города, сборы С.П.А.С. – это лучший способ осваивать науку ножевого боя, ПРБ и расти профессионально.

Но в рамках обучения самообороне или единоборствам (прикладным), большинство коллег считает, всего этого не нужно и можно получить сертификат инструктора за семинар.

Конечно, кто расскажет, что потом он обучается, типа...

Только чтобы обучиться надо иметь тот самый набор методической информации, а также сам инструмент в виде школы инструкторов, заочного обучения и т.д.

Так почему не учит мастер, не умеет учить или не хочет? Ответ на это вопрос вам никто не даст — табу!

Наличие постоянных семинаров при отсутствии школы, работающей школы в рамках образовательного процесса, где есть обучение, зачеты, этапность изучения материала — это просто шоу, ознакомительный выезд мастера, который показывает, как может ОН двигаться и работать.

Сегодня можно увидеть множество тех, кто "шерстит" с показательными семинарами, но не учит, а показывает себя... Разве это задача инструктора? Я вот знаю, что нет, а вы?

Быть специалистом возможно только на фундаментальном материале путем изучения образовательной программы, где надо учиться, сдавать зачеты и экзамены, т.е. изучать и проверять изученные знания. Так и учить надо людей, а семинар лишь часть структуры обучения.

Поэтому без оцифрованного материала в виде методичек и отработанных программ подготовки обучать качественно попросту невозможно. Программка семинара отличается от программы подготовки тем, что в рамках постоянного обучения учитываются категории людей, их подготовленность, для того, чтобы они реализовали в будущем требования по освоению техники и тактики школы.

Методические пособия бывают разные, в большинстве своем пособие посвящено отдельному частному вопросу того или иного раздела подготовки.
Если рассмотреть методическое пособие на обложке которого написано слово «Система», то скорей всего автор хочет вложить что-то фундаментальное, исходя из того, что система как таковая должна иметь не только буквы, но и практическую реализацию, а значит должна стать руководством в деятельности тренерского и инструкторского состава.

Эффективность системы подготовки, опирается на:

  • Результаты инструкторов, учеников, соотношения результатов инструктор/ученик.

Если есть человек, что годы преподает, то его ученики уже стали инструкторами, а инструктора воспитали своих учеников. У них есть школа инструкторов, школа учеников, т.е. они учатся, поднимают квалификацию и все это на основе каких-то материалов учебного характера. В таких условиях уровень виден.

  • Время обучения до результата.

За какой временной промежуток обучен человек до того или иного уровня подготовки. Когда он стал бойцом, и когда он освоил инструкторскую науку в рамках данной системы подготовки.

  • Наличие «одинакованности» знаний среди инструкторского состава.

В любом городе, в любой стране, при выполнении тех ил иных технических действий должна быть узнаваемость у инструкторов одной школы, т.е. стандартизация. Она возможна только при наличии учебных программ и школы, как учеников, так и инструкторов. Без этого все будут "кто в лес, кто по дрова".

  • Признанный (сообществом, сферой деятельности) уровень инструкторов и бойцов.

Инструктора показывающие уровень техники и тактики, признанные другими школами — это доказательство качества школы, системы подготовки.

  • Апробированные курсы, программы, методы, статьи, которые признаны сообществом.

В доступе есть программы и методички, учебная информация оцифрована, коллеги пользуются этим или могут это прочесть, увидеть.

  • Наличие разработок и научных работ, опыта в других единоборствах и т.д.

Учебные и научные изыскания, опыт в спортивных единоборствах с получением результатов учениками — это еще один элемент компетенции.

В данной статье я расписал доступное формирование системы подготовки: теорию, практику, учебные материалы. Хочу увидеть подобное и ряда коллег.

Подведем итог!

Попробуйте ответить на вопросы:

  • Почему у инструктора нет внятных и пошаговых методических пособий, если он уже десятилетия обучает вас чему-то своему и этакому?
  • Почему он не обучает вас под ваши параметры, не дает подводящие упражнения на основе ваших данных, а все требует делать как он?
  • Почему нет инструкторов и учеников, которые бы демонстрировали похожую технику, как и у самого мастера, в силу и скорость?

Ответы на вопросы дадут понимание, что вы тратите время и ресурсы заря, т.к. искусство есть, возможно есть и мастер, но результат только у одного человека, самого мастера, который просто неспособен научить.

Берегите себя!

СЕБЕ ПОМОЖЕШЬ САМ — онлайн-курс ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ!

-2

САЙТ КНИГИ - ПРОБНЫЙ ФРАГМЕНТ

Книга вышла, можно делать предзаказ тут или на сайте!

Тренируйтесь грамотно!

Если Вам понравилось — вступайте в нашу группу и следите за новостями!

Понравилось, ставьте палец ВВЕРХ, а нас ждет много еще чего интересного!

Автор, руководитель Клуба S.P.A.S. — Воюшин Константин