В музыкальной школе ученики узнают огромное количество новых терминов. Например, очень часто на уроках сольфеджио появляется понятие «ступень». Из этой шпаргалки вы узнаете, что такое ступени в музыке, зачем их нужно знать и какую роль они выполняют.
Определение ступеней в музыке и их обозначения
Из ступеней состоит любой звукоряд, то есть ступень ー это отдельный звук звукоряда.
Звукоряд (гамма) ーэто звуки, расположенные подряд в восходящем или нисходящем движении. Ступени в музыке обозначаются римскими цифрами. Их может быть только семь, так как в музыке есть всего семь нот.
Например, ниже перечислены ноты гаммы до-мажор: до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до. Каждая из них является ступенью с собственным порядковым номером: до ー первая ступень, реー вторая, миー третья и так далее. Повторяющаяся нота до называется первой ступенью (не восьмой!).
Интересно, что в тональности до-минор ступени совпадают со ступенями до-мажора, так как звукоряды почти идентичны. Тональности с одинаковой первой ступенью называются одноименными, а гаммы у этих тональностей очень похожи. Именно поэтому у любых одноименных мажора и минора (например, соль-мажор и соль-минор) совпадают обозначения ноты и ступени.
Важно не путать понятия «нота» и «ступень». Ступень ー относительное понятие, а нота ー конкретная четкая высота. Ноты гамм одноименных тональностей отличаются из-за разных знаков у ключа (в соль-мажоре есть знак ー фа диез; в соль-миноре это два бемоля ー си и ми). Однако ступени действительно будут совпадать. Например, третья ступень соль-мажора ー нота си, в соль-миноре третья ступень будет тоже си, но уже бемоль из-за ключевых знаков.
Очень важно понимать, что порядковый номер каждой ступени относителен. Нота до является первой ступенью только в тональностях до (до-мажор или до-минор). В тональности ре-мажор нота до уже будет седьмой.
Тоника, доминанта и субдоминанта
У первой, четвертой и пятой ступеней есть свои названия:
- первая ступень (I) называется тоникой, она является самой главной;
- пятая ступень (V) ー доминанта;
- четвертая ступень (IV) ー это субдоминанта.
Иногда эти ступени обозначают не римскими цифрами, а заглавными буквами их функций: I=T, IV=S, V=D. В этом случае цифровое обозначение уже не обязательно.
За этими названиями стоит большой смысл. Все ступени в ладу делятся на три большие группы, которые так и называются: тоническая группа, доминантовая и субдоминантовая. Каждая из этих групп выполняет важную, самостоятельную функцию в процессе развития музыкальной ткани.
Тоника
В группу тоники входят I, III и V ступени. Все они выполняют функцию тоники, но самой главной (опорной) из них является первая ступень, поэтому именно она называется тоникой.
Тоника выполняет функцию опоры и стабильности. Именно по первой, главной ступени определяется тональность. Обычно тоника появляется в начале и в конце произведения, закрепляя основной тон.
Субдоминанта
В группу субдоминанты входят IV, VI, I ступени, но определяющая ступень ー IV. Не стоит удивляться, что первая ступень входит в обе группы (тоническую и субдоминантовую), так как такие ступени называются бифункциональными. Например, в зависимости от музыкального контекста (от места в мелодии) первая ступень где-то может выполнять функцию тоники, а где-то ー субдоминанты.
Субдоминанта применяется для развития музыкальной ткани. Она способствует появлению напряжения в музыке. Очень часто эта функция используется для ухода от тоники, для перехода между тональностями.
Доминанта
Доминантовая функция представлена V, VII и II ступенями. В этой группе бифункциональной является именно пятая ступень: она может как представлять доминанту и выражать обострение в музыке, так и помогать первой ступени в проявлении тонической функции.
Доминанта полностью противоположна субдоминанте, она всегда приводит к тонике, то есть доминанта почти всегда используется именно перед тонической функцией. Напряжение доминанты гораздо острее субдоминантового, оно всегда обостряет ситуацию, соответственно сразу после необходимо появление чего-то устойчивого: тоники.
Устойчивые и неустойчивые ступени
В любой гамме ступени делятся на устойчивые и неустойчивые. Это свойство постоянно.
Три основные ступени (I, III, V) всегда являются устойчивыми (опорными): две из них мы уже упоминали, это тоника и доминанта. С помощью этих трех ступеней формируется тональность, они представляют собой ориентир. Устойчивые ступени звучат уверенно и спокойно.
Остальные (II, IV, VI и VII) ー это неустойчивые ступени. Они более «слабые», их звучание скорее можно назвать напряженным.
На всех схемах устойчивые ступени незакрашенные, а неустойчивые ー наоборот.
Чем отличается звук, нота и ступень?
Эти три понятия действительно очень похожи, но обозначают они совершенно разные вещи.
Звук ー это физическое явление, то есть только то, что мы слышим.
Нота ー собственно название звука или его графическое изображение.
Ступень ー это часть звукоряда, его элемент. Важно помнить, что ступень ー относительное понятие, одна и та же нота может являться разной ступенью в разных тональностях.
Также путаницу могут вызывать понятия «ступень звукоряда» и «ступень гаммы». Бояться не стоит, гамма и звукоряд ー это синонимы!
Почему полезно знать ступени?
Ступени можно назвать азами музыкальной теории, ведь с этим термином ученики знакомятся в самом начале своего музыкального пути в первом классе музыкальной школы. Это базовое знание необходимо для понимания всей структуры сольфеджио. Освоив ступени, ребенок осознает строение гаммы, а как следствие ー строение любой мелодии, сможет воспроизвести ту или иную песню чисто.
Очень важным навыком среди музыкантов считается умение транспонировать любой нотный текст. Транспонирование ー процесс переноса мелодии в другую тональность (на другую высоту). Это умение можно применить на практике. Например, Михаил Глинка написал вокальное произведение для высокого женского голоса (сопрано) ー романс «Жаворонок». Низкий мужской голос (бас) тоже тоже хочет исполнить этот романс, но из-за тембра голоса не может этого сделать в той тональности, в которой написано это произведение. В таком случае романс записывается в другой тональности, удобной для исполнителя. Свободное владение ступенями позволяет перенести мелодию быстро, легко и непринужденно.
Таким образом, ступени являются незаменимой частью теории музыки. Понимание термина «ступень» ー одна из первых ступенек в музыкальном образовании!
Автор: Варвара Разумова, музыковед, преподаватель теоретических дисциплин