Сегодня речь пойдет о музыкальном инструменте jадаган (ядаган).
Описание:
Jадаган [дьадаган, дьядаган], известен, как пазырыкская арфа (скифская), музыкальный инструмент, найденный в курганных комплексах Горного Алтая, относящиеся к скифской эпохе. На территории современной Республики Алтай обнаружены 3 таких инструмента. Где именно были обнаружены арфы? Первая арфа была раскопана в 1947 году экспедицией под руководством С.И. Руденко у села Балыктуюль Улаганского района. Она лежала в могиле скифского вождя, погребенного в V в. до н.э. Фрагменты идентичной арфы были найдены в 1950 году тем же С.И. Руденко в урочище Башадар Онгудайского района. Этот инструмент является более древним и датируется VI-V вв. до н.э. В 2000-х годах при раскопках Могильника Яломан - II под руководством А.А. Тишкина был найден фрагмент корпуса ещё одного музыкального инструмента типа арфы. Похожая на пазырыкский инструмент, примитивная арфа дожила почти до наших дней в Афганистане.
Первое упоминание:
Первое письменное упоминание о названии древнего инструмента Јадыган встречается в «Словаре алтайского и аладагского наречий тюркского языка» 1884 года издания: «Јадыган — музыкальный инструмент, наподобие корыта, с наружной стороны которого натянуты струны с подставленным под них на разных местах бабками. Кырык кыллык јадыган-былаҥ кырык пашка кӧгнӱ как јадыр играя на сороко-струнном чадыгане, извлекая из него сорок разных мотивов». При этом ссылка идет на абаканское наречие: описание внешнего вида этого инструмента, конечно же, больше напоминает современный хакасский народный инструмент коробчатого вида — чатхан, но его раннее название ближе алтайскому произношению через йотированный звук — ј [дь] (Словарь ...; 68). [С. 54. Садалова].
СКИФСКАЯ АРФА реконструкция
Этимология:
Этимологию названия инструмента (јадыган, јадаан, јадаган (чадаан) многие исследователи по аналогии с хакасским чатканом объясняют манерой игры на нем, когда инструмент расположен перед музыкантом, и он перебирает его струны, от слова: јаткан — «лежащий». В хакасском языке есть и детализация частей инструмента: играющая сторона чатхана — чадыганнын теек пазы; сторона холков чатхана — чадыганнын хулак пазы. Хакасы считают, что: «чатхан рожден для веселья, а хомыс рожден для грусти» (чадыган коге-тойга тореен, хомыс чобага тореен) [С. 54. Садалова].
В исполнительской традиции игр на народных музыкальных инструментах в прошлом существовали представления, что тот или иной инструмент дарован высшими божествами или духами. Так, например, исполнение сказаний горловым пением — каем, впрочем, как и сам музыкальный инструмент — топшур, на котором исполняются сказания, в алтайских мифах связывают с даром хозяина Алтая охотнику — сказителю. Топшур для сказителя является «проводником» или «конем» в мир сказаний, как бубен для шамана.
Упоминания об инструменте в эпосах алтайского народа:
Обращаясь к алтайским фольклорным текстам, в которых встречается упоминание этого инструмента, в первую очередь, следует назвать эпическое произведение «Очы-Бала» в исполнении сказителя А.Г. Калкина. Героиня — дева-богатырша Очы-Бала:
Петь не преставая, едет, на семидесятидвухязыковом железном комусе играет.
Тридцатиструнный дьядан. Правой рукой перебирает.
От звуков дьядана, на макушке цветы расцвели,
От звуков железного комуса, на мшистой земле лес появился
(Алтайские героические сказания:189).
В народных песнях в публикации Танытпас Акуловой также встречается упоминание инструмента јадаган (Акулова, 2006).
Построив (положив) мост из камыша, перейдем реку Кобдо.
Горькую думу играя на jадагане осилим.
Построив (положив) мост из сосны,
Перейдем реку Кадын (Катунь).
Печальную думу, играя на jадагане забу.
Разные интерпретации о происхождении названия:
Практика jада [яда] . Jада таш [дьада таш, яда таш] – магический камень в культуре алтайцев. Люди, которые владели яда, могли управлять погодой и назывались «jадачы» [ядачи] (Потанин, 2005: 189-190). В урянхайском (ныне Республика Тыва) поверье неслучайно говорится о запрете исполнять сказания ранней весной, так как это может вызвать непогоду и гололедицу, вследствие чего произойдет падеж скота.
У тувинцев ятха — название тонкой кишки, из которой делают струны музыкальных инструментов. Поэтому, возможно, аналогия с материалом для струн послужила основанием для названия инструмента. Сергей Мундусов подтвердил, что длина тонкой кишки овцы 12 метров. При этом если в желчном пузыре овцы находили черный камень, то он считался магическим, имел силу яда [с. 57 Садалова].
Ещё одно толкование - инструмент топшуурдыҥ балазы [топшуурдын балазы] — дитя топшуура, при этом инструмент представляет собой два сращенных, как близнецы, топшуура — игис топшуур.
Следующее толкование - капкан, арба. Следует сказать, что в древнетюркском словаре слово арба - колдовство, магия (Древнетюркский словарь: 293). Заметим, что слово арбышчы в современных телеутском, хакасском языках по значению соответствует древнетюркскому арбагчы (заклинатель, колдун).
По материалам статьи Тамары Садаловой // Магико-обрядовые функции музыкальной культуры алтайского народа
// Владимир Басилов. Скифская арфа»: древнейший смычковый инструмент?