Программные задачи:
- дифференцировать звуки [c], [ш], определять значение слова с помощью загадки;
- образовывать притяжательные прилагательные от существительных с помощью суффиксов ий, ый; закреплять представления о животных жарких стран;
- развивать физические качества, умение выполнять короткий вдох и длительный выдох с речевым сопровождением;
- повышать общий тонус организма; способствовать развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
- обучать метанию в вертикальную цель; совершенствовать умение ползать по гимнастической скамейке, выполнять общие динамические упражнения для языка под музыку;
- закреплять умение прыгать (ноги вместе — ноги врозь);
- воспитывать выдержку, дружеские взаимоотношения.
Материал и оборудование:
- гимнастическая скамейка, 2 пальмы, 2 тоннеля, корзина, вертикальная мишень;
- изображения животных жарких стран (крокодила, слона, тигра, жирафа, льва, змеи) без хвостов, силуэты хвостов животных;
- 5 конусов, 7 кочек — круги из клейкой бумаги, 7 обручей;
- фотоаппарат, фотография;
- по количеству участников: коврики, повязки с пером;
- по количеству детей: мешочки с песком для метания, карандаши с лентой, на конце которой привязана пластмассовая рыбка, хвосты из меха, бусы из трубчатых макарон;
- аудиозаписи: звуков тамтамов, джунглей, обезьян, индейских мелодий, боевого клича индейцев, музыки из передачи «В мире животных», песен: «Чунга-Чанга» (сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского), «Рыбка» (сл. М. Клоковой, муз. М. Красева), мелодии М. Гоголевой к игре «Мартышки», весёлой музыки, спокойной музыки для релаксации.
Предварительная работа: словарная работа (индеец, племя, вождь), разучивание считалки «Обезьянка-африканка», подвижной игры «Весёлые мартышки».
Действующие лица: ведущий и индеец Ловкий Язычок — учитель-дефектолог, вождь индейцев Белое Перо — руководитель физического воспитания.
Ход мероприятия
Дети под весёлую музыку входят в физкультурный зал.
Ведущий (В.). Ребята, давайте поприветствуем друг друга без слов — движениями глаз (моргают), рук (машут руками), головы (кивают).
Звучат индейские мелодии, входит вождь индейцев Белое Перо.
Белое Перо. Приветствую вас!
Я — Белое Перо, я — вождь индейцев,
Сегодня поиграю с вами, дети.
Хотите на время стать индейцами? (Да!)
Тогда пора нам начинать
Вас в индейцев превращать.
Все садятся на коврики по кругу, надевают повязки с пером, берутся за руки, закрывают глаза и «передают» друг другу энергию доброты и дружбы.
Артикуляционная гимнастика «Чунга-Чанга»
Белое Перо. Теперь поприветствуем друг друга по-индейски.
Звучит песня «Чунга-Чанга»
Чунга-Чанга — синий небосвод,
(Пошлёпывают губами по широкому языку, произнося пя-пя-пя, ладонь правой руки хлопает по тыльной стороне левой руки.)
Чунга-Чанга — лето круглый год.
(Рот открыт, быстро двигают языком вперё-дназад, цепляясь за верхнюю губу, издают блблбл; ладони правой и левой руки выполняют противоположные движения вперёдназад.)
Чунга-Чанга — весело живём,
(Пошлёпывают губами по широкому языку, произнося пяпяпя, ладонь правой руки хлопает по тыльной стороне левой руки.)
Чунга-Чанга — песенку поём!
(Рот открыт, быстро двигают языком вперёдназад, цепляясь за верхнюю губу, издают блблбл; ладони правой и левой руки выполняют противоположные движения вперёд-назад.)
Чудо-остров, чудоостров,
(Рот открыт, круговые движения языком и указательным пальцем правой руки по часовой стрелке.)
Жить на нём легко и просто,
Жить на нём легко и просто,
(Рот открыт, круговые движения языком и указательным пальцем левой руки против часовой стрелки.)
Чунга-Чанга!
Наше счастье постоянно,
(Держат указательные пальцы у щёк, упираются языком изнутри то в левую, то в правую щёку, стараясь попасть в пальцы.)
Жуй кокосы, ешь бананы,
Жуй кокосы, ешь бананы,
ЧунгаЧанга!
Звучат тамтамы.
Белое Перо. Вы слышите, братья? Это зов барабана тамтама. В путь вместе со старшим индейцем по имени Ловкий Язычок!
Но знайте, вас будут подстерегать опасности!
Звучат индейские мелодии.
Белое Перо.
Впереди — змея! Не сметь
Веселиться и шуметь!
На носочках мы пойдём
И змею перешагнём!
(Идут на носочках, высоко поднимая колени.)
Если вдруг издаст шипенье,
То присядем на мгновенье.
(Звучит звукоряд с-ш-с-ш-с-шш-с-ш, приседают по сигналу звука [ш].)
Всё — опасность миновали,
И спокойно пошагали.
(Обычная ходьба.)
Раздаются звуки боевого клича индейцев.
Белое Перо. Внимание! Мы приближаемся к воинственному племени. Впереди опасно, поэтому будем путать следы.
Правой ногой станем на носок, левой — выставим каблучок. Носок — каблучок, носок — каблучок… Молодцы! Прошли осторожно, никто не заметил.
Раздаются звуки тамтама.
Белое Перо. Внимание, на пути — скала!
Она камни бросает сейчас наугад.
Не попадите под камнепад!
Побежали все скорей,
Чтоб укрыться от камней!
(Бег «змейкой» между препятствиями с остановкой по сигналу.)
Дружно «змейкой», шаг след в след —
И скалы с камнями нет!
Но есть новая напасть:
Постарайтесь не попасть
Прямо крокодилам в пасть!
Их немало здесь, в болоте,
Просто так не обойдёте.
Вы попадёте в нужную точку,
Прыгая с кочки на кочку!
(Прыгают с продвижением вперёд по «кочкам».)
Все большие молодцы,
Шагайте дальше, храбрецы!
(Обычная ходьба.)
Дыхательное фонационное упражнение «Боевой клич индейцев»
Ловкий Язычок. Перед охотой индейцы издают боевой клич. Делаем глубокий вдох носом и негромко кричим, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой.
(«Руководит громкостью», показывая попеременно рукой вниз — «тише», вверх — «громче».)
Белое Перо.
Продолжаем дальше путь,
На всё стараемся взглянуть.
Показывает жестом на оформление физкультурного зала: на пальмах висят силуэты хвостов животных, на стенах — изображения животных жарких стран без хвостов.
Лексико-грамматическое упражнение «Чудо-пальма»
Ловкий Язычок.
Смотрите, пальмы не простые —
На них развесили хвосты мы.
Помогите отыскать:
Чей же хвост? Кому отдать? (Показывает.)
Чей это хвост? (Крокодилий.)
Дети двигаются к крокодилу, имитируя его походку, прикрепляют крокодилий хвост и возвращаются к пальме за другим хвостом.
Таким образом возвращают все хвосты: слоновий, тигриный, жирафий, львиный, змеиный.
Белое Перо. Молодцы, ребята, животные вас благодарят. (Раздаются звуки джунглей.)
Нас звуки к приключениям зовут,
И на поляне превращенья ждут.
«Поляна превращений» (общеразвивающие упражнения)
Белое Перо.
Чтобы превращения начать,
Надо слово подсказать.
Перерос огромный шкаф
Замечательный… (жираф).
И.п. — узкая стойка, руки в «замок»;
1 — руки вверх, подняться на носки; 2 — и.п. Повторить 4 раза.
Неповоротлив, но силён
Огромный, добродушный… (слон).
И.п. — узкая стойка, руки за голову; 1—4 — движения локтями вперёд-назад —«машем ушами». Повторить 4 раза. На каждое движение произносят шшш-с.
Царь зверей, большая кошка,
Помяукает немножко.
Спит он в логове, поев,
Носит гриву грозный… (лев).
И.п. — упор на коленях; 1—2 — выгнуть спину; 3—4 — прогнуть спину, сказать «мяу».
В гости что-то зачастил
К нам зелёный… (крокодил).
И.п. — лёжа на животе, руки вперёд. 1 — поднять правую руку вверх, 2 — и.п.; 3 — поднять левую руку вверх; 4 — и.п. Повторить 4 раза. Произносят ам-ам.
Бежит быстрее ветра
Полосатая… (зебра).
И.п. — узкая стойка; 20 прыжков в чередовании с ходьбой. (Прыгая, щёлкают языком, при ходьбе произносят и-го-го.)
Основные движения, поточный метод «Охота»
Белое Перо.
Молодцы, держались ловко,
Вот что значит тренировка!
Ловкий Язычок.
Увереннее стала детвора,
Ей поохотиться пора?!
Вождь Белое Перо знакомит детей с «охотничьей тропой», они поточно выполняют задания:
· «пещера» — проползают через тоннели;
· «мост через крокодилью реку» — ползают по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь двумя руками;
· «болото» — прыгают из обруча в обруч;
· «охота» — метают мешочки с песком в цель.
(Дети 3—4 раза проходят всю охотничью тропу.)
Упражнение «Рыбалка»
Белое Перо.
Остановка у моста.
Удочки нам взять пора.
Ловкий Язычок.
Рыбку будем мы ловить,
Чтобы ловкими всем быть.
Каждый ребёнок получает карандаш с лентой, на конце которой привязана пластмассовая рыбка. Дети, наматывая ленту на карандаш, произносят:
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть,
Рыбка, рыбка-озорница,
Мы хотим тебя поймать!
М. Клокова
Ловкий Язычок. Такой богатый улов! Подскажите, где вы ловили рыбу? (В крокодильей реке.)
Раздаются звуки обезьян.
Белое Перо. К нам спешат весёлые мартышки! (Все подходят к гимнастической лестнице, где находят хвосты из меха.)
Ловкий Язычок. Ребята, чьи это хвосты? (Обезьяньи.) Давайте их примерим и повеселимся.
Логоритмическая игра «Мартышки»
Под звуки мелодии к игре дети имитируют движения по тексту.
Мы — весёлые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Мы в ладоши хлопаем, мы ногами топаем.
Надуваем щёчки, скачем на носочках.
И друг другу даже язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесём к виску,
Оттопырим ушки, хвостик на макушке.
Шире рот откроем, гримасы всем состроим.
Как скажу я цифру «три» —
Все с гримасами замри!
Раз, два, три!
М. Гоголева
Ловкий Язычок фотографирует детей.
Подвижная игра «Весёлые мартышки»
С помощью считалки «Обезьянка-африканка» выбирают водящего, затем игроки произносят:
Мы — весёлые мартышки,
Любим бегать и скакать,
Ну, попробуй нас догнать!
Раз, два, три — лови!
Водящий бегает за «обезьянками», стараясь вытянуть «хвостик». Играют 2—3 раза. Выигрывает тот, кто собрал больше «хвостиков».
Релаксация «Солнышко»
Звучит спокойная музыка, дети ложатся на коврики.
Ловкий Язычок. Пора немного отдохнуть и погреться под солнышком.
Мы лежим и отдыхаем,
Мы лежим и загораем.
Нам тепло и хорошо,
И спокойно, и легко.
Губы не напряжены,
Приоткрыты и теплы,
Язычок наш отдыхает,
Засыпает, засыпает…
Жарче солнышко печёт
Нам на мягонький живот.
Дышится легко, легко
И спокойно, глубоко…
А теперь на раз, два, три
Мы проснуться все должны!
Белое Перо. Могу сказать, что вы сегодня были настоящими индейцами. Подумайте и скажите: кто был самым быстрым (ловким, смелым, внимательным, весёлым)? (Ответы детей.)
На память я дарю каждому сувенир, который придаст вам ещё больше силы и уверенности. (Дарит детям бусы из трубчатых макарон.)
Ловкий Язычок. Спасибо, вождь Белое Перо. И тебе подарок от ребят — вот эта фотография.
(Вручает фотографию, сделанную во время выполнения логоритмической игры «Мартышки».)
Нам с приключеньями жаль расставаться…
Клич прокричим, и пора возвращаться.
Дети под звуки тамтама произносят боевой клич и выходят из зала.