Найти в Дзене

Адаптация к детскому саду. Как подготовить ребёнка? И маму. 😅

Оглавление

Адаптация к детскому саду... Как много слов написано в интернете на эту тему, как много дано советов.

И многое написано мимо. Про какие-то мифические детские сады. Не складывается у Вас такое впечатление? 😄

Ясельная группа дочки
Ясельная группа дочки

Самый по популярный совет на просторах интернета: "Начните адаптацию летом. Сначала приводите ребенку на прогулку." Серьезно? Где-то существуют такие сады, где родителям разрешено диктовать условия, с какого дня они придут в садик и в какое время будут приводить ребенка?

Я знаю, что где-то, в каких-то городах, действительно набирают детей в садики с июня-июля. Где-то детей приводят в сад подгруппами. Сначала 5 детей, через неделю еще 5 детей новеньких и так далее, пока не соберут всю группу.

В Санкт-Петербурге все дети, вся группа, выходят в садики с 1 сентября. Летом новых детей не набирают. На адаптационный период, особенно в яслях, прогулок может не быть совсем. Поэтому самый популярный совет из интернета ("начните летом с прогулки") одновременно и самый бесполезный в Санкт-Петербурге.

Я подробно описывала подготовку в садик старшей дочки и всю ясельную жизнь ребенка, который пошел в садик ровно в 2 года. Почитать статьи можно здесь, если интересно:

Первый раз - в детский сад, в 2 года | Растём вместе с детьми. Учу, играю, развиваю. 🤗 | Дзен

Подготовка мамы к садику

Очень много советов дано о том, как подготовить ребенка к садику. И нигде не написано, как подготовить к садику маму. Мне кажется, что начать адаптацию к садику надо именно с мамы. У мамы в голове рой мыслей, в основном негативных. Будут плохо относится, будут обижать, будет ходить мокрый, голодный, не может уснуть, поставят в угол и т.д. и т.п.

Почитайте отзывы о садике на яндекс картах, опросите знакомых и соседей, которые ходят в этот сад. Запишите всё, что Вас беспокоит на листок, и опросите всех знакомых, у которых дети ходят или ходили в сад. Вообще в любой сад. Были ли у них такие ситуации, которые Вы записали на листок. Что делали родители, когда возникали нештатные ситуации?

Вы узнаете, что у большинства проблем в садике не было. Это всё надуманные страхи. А если какие-то проблемы были, то оказалось, что всё решаемо.

Отдельно запишите на листок, какие плюсы вы видите в садике. Выкиньте негативный список и периодически список с плюсами.

Добавьтесь в группу садика в вк, следите за занятиями в разных группах. Можете смотреть новости ясельных групп. Изучите сайт садика - прочитайте про оснащение садика, про образовательные программы, календарный план занятий, темы, которые будут проходить дети в садике.

Например, из образовательной программы можно узнать распорядок дня на адаптационный период:

-2
-3
В нашем саду по официально заявленной и подписанной заведующей программе адаптация должна была проходить в графике: 2 дня по 2 часа пребывания, 2 дня до обеда (включительно), 2 дня до полдника (включительно). Потом полный день. По факту воспитатели размазывали пребывание детей в садике от 30 минут. И если первые дни это было хорошим вариантом, то дальше нет.
Сначала детей поделили на 4 подгруппы по 6 человек. Каждая подгруппа пришла на 30 минут. Каждая подгруппа ходила 4 дня по 30 минут, 10 минут пересменка между подгруппами: 8:00-8:30, 8:40-9:10, 9:20-9:50, 10:00-10:30.
На 5 день подгрупп осталось две, по 12 человек, и время посещения увеличилось до 1,5 часов: 8:00-9:30; 9:40-11:10. При этом первая подгруппа всегда попадала на завтрак, а вторая шла на музыку (или другие занятия).
С 7-го дня посещения садика детей, наконец, начали брать до обеда. И на этом времени мы зависли. Воспитатели считали, что дети не готовы оставаться дольше. И вплоть до октября будут не готовы. Пришлось работающим родителям идти к заведующей. Ссылаться на утвержденную программу и кивать головой в сторону Комитета по образованию. На третьей неделе, с понедельника дети резко дозрели до полного дня. Поэтому прочитать документы на сайте лишним не будет.
Прогулок не было в первый месяц совсем. Вечерние прогулки появились только в апреле. Такой у нас был первый садик.

К началу учебного года вы будете знать о садике почти всё, что хотели узнать. Остальное спросите на родительском собрании. Вам будет нестрашно оставлять ребёнка в незнакомом месте, так как с местом вы тщательно ознакомились. 😉

Сразу напишу, что второй популярный совет для родителей работает. На период адаптации лучше будет, если ребенка будет приводить в сад не мама. К мамам малыши всё же больше привязаны, чем к другим родственникам.

Не надо говорить ребенку, что Вы будете недалеко или под окнами садика. Просто обговорите, когда Вы (или другой родственник) придете. "Ты поиграешь, затем покушаешь, а потом я приду за тобой и мы пойдем с тобой домой". Иначе может получиться так, что ребенок всё время простоит у окна, следя за мамой.

Подготовка ребенка к садику

Перечитайте всё, что я написала выше. Маме страшно отдавать ребенка в садик, потому что она о садике ничего не знает. Теперь представьте ребенка, которого привели в незнакомое место и оставили там. Что в этом месте делают? Что это за место такое? Куда делась мама?

Я считаю, что неправильно вести в садик неподготовленного ребенка. Это всё равно, что бросить ребенка в воду, чтобы он научился плавать. Метод, говорят, рабочий. Но разве кто-то до сих пор так делает? Поэтому нужно заранее сформировать у ребенка базовое представление о детском садике. Что это такое, что там делают. Какой распорядок дня. Обратить внимание, что в садик дети ходят без родителей и без братьев/сестер. У каждого ребенка своя группа. Родители ходят на работу.

У детей младшего дошкольного возраста мышление наглядно-образное. Это значит, что им лучше один раз показать, чем 10 раз сказать. Малыши лучше запоминают и понимают то, что увидели. Поэтому я распечатала из интернета фотографии детей в детском саду, в разных режимных моментах, - еда, игра, сон, одевание, горшок, мытье рук и т.д. Эти картинки я расклеила в квартире в разных местах, на уровне глаз дочери. Периодически я проговаривала с дочкой, что происходит на фотографии. Иногда дочь подходила к картинкам сама и рассматривала их.

Дети в садике играют. Дети в садике играют и раздеваются
Дети в садике играют. Дети в садике играют и раздеваются
Дети в садике моют руки и пользуются горшком. Дети кушают. Дети спят.
Дети в садике моют руки и пользуются горшком. Дети кушают. Дети спят.

Я проговаривала с дочкой, что дети делают на картинке, и добавляла "Агуша тоже будет ходить в садик. Будет с ребятами спать в кроватке. Агуша уже большая".

Наконец-то вести из садика. 1 сентября уже близко 🥳😉💐
Растём вместе с детьми. Учу, играю, развиваю. 🤗26 августа 2021

Накануне 1 сентября родителей ясельной группы добавили в чат. Рассказали основные моменты про посещение садика, про то, что можно, а что нельзя. Например, можно было взять одну игрушку из дома с собой.

Я попросила скинуть фотографии группы и игрушек, чтобы показать ребенку, куда она пойдет. Воспитатель прислала фото. Мы вместе с Агнией внимательно рассмотрели фото. Обсудили, какие есть игрушки, и во что дочь хочет поиграть.

То есть дочь пришла в группу, с которой она была заочно знакома. Про садичную жизнь она тоже была в курсе.

Помимо фото из интернета можно просматривать видеоролики вашего садика в группе в вк. Или просто ролики о садичной жизни из интернета.

Агния смотрела мультики про детский сад:

  • Малышарики (сборник)- Все серии про Подготовку в детский сад. (В мультике есть кусочки видео с детьми, выполняющими режимные моменты)
  • Как Петя Пяточкин слоников считал
  • Комаров (про мальчика на летней даче садика)
  • Про Веру и Анфису.

Читали книжку "Зайка идёт в садик", рассматривали картинки в ней, проговаривали, что зайчик делал в саду. Играли с зайчиком. Возможно поэтому дочь выбрала зайца для похода в детский сад.

Книжка и зайчик
Книжка и зайчик

Про другие книжки про детский сад можно почитать на канале "Лисий дом". Еще больше вариантов предложено в комментариях к статье:

Ребёнок должен многое уметь к детскому саду. Не обязательно, но это облегчит ему пребывание в садике. Но самое главное, ребёнок должен уметь оставаться без мамы. А мама должна не бояться оставлять ребенка с кем-то.

Если есть такая возможность, то я рекомендую до садика начать оставлять ребенка с кем-то из родственников. Сначала на 2 часа, а потом на пол дня. Бабушка, тетя, двоюродная сестра.

Если родственников нет, а незнакомой няне вы ребенка не можете доверить, то попробуйте договориться с подругой, у которой ребенок тоже пойдет в садик. Сначала Вы ей оставляете ребенка на пару часов, а потом она Вам оставляет своего ребенка на пару часов. Поначалу Вам будет тревожно и это нормально. А потом Вы привыкнете. Что нам и нужно для адаптации мамы к садику. 😃

Теперь я расскажу, что придется делать ребенку самостоятельно в садике. Возможно, что Вы что-то упустили из вида.

Что придётся делать малышу в садике самостоятельно (возраст 1,5-2 года):

  • Раздеваться самостоятельно, складывать одежду в шкафчик;
  • Частично самостоятельно одеваться;
  • Мыть руки с мылом самостоятельно, вытирать руки полотенцем;
  • Есть ложкой;
  • Пить из кружки;
  • Садиться на стульчик правильно, вставать со стульчика (многие дети не умеют пододвигать стул и садятся перекидыванием ноги через стул);
  • Сидеть и есть за маленьким столом (многие дети видят такую мебель в первый раз, дома кормят в высоком стуле);
  • Есть садичную еду (в основном овощи);
  • Есть еду кусочками (добавила по просьбе воспитателя, говорят, что бывают "блендерные" дети, которые не умеют жевать и давятся)
  • Складывать игрушки на место после игры;
  • Раздеваться перед сном и вешать вещи на стульчик;
  • Стульчик перед этим нужно принести и поставить туда, куда покажет воспитатель;
  • Самостоятельно засыпать, без укачивания, сказок и прочих ритуалов;
  • Пользоваться горшком в ясельной группе, а в младшей группе - маленьким унитазом. Пользоваться туалетной бумагой;
  • Подниматься по лестнице и спускаться по лестнице самостоятельно;
  • Говорить фразами из двух слов.

Вроде бы ничего сложного. Теперь представьте себе ситуацию, когда ребенок приходит в незнакомое место, и от него ждут этих действий, а половина списка для него в новинку. Дополнительный стресс ребенку.

Первое фото из ясельной группы. Дочь пьет сок из кружки
Первое фото из ясельной группы. Дочь пьет сок из кружки

Про меня

Традиционно вопросы про садик и адаптацию к нему возникают у мам первых детей. Мамы вторых и последующих детей садика уже не боятся. Размышления о садике возникают в разрезе характера следующего ребенка. То есть про садик мне всё ясно и понятно, но как там поведет себя Костя я могу только предполагать.

Кстати, всё, что вы думаете о ребенке, может не случится. Ребенок может повести себя в садике совсем по-другому. Если ребенок подходит к другим детям на площадке, то это не означает, что в садике он будет делать также.

Агнию я к садику готовила, зная, что от ее первого впечатления всё зависит. Если ее в первый день что-то не устроит, то потом ее в садик можно было бы загнать только силой. Всё прошло гладко, Агния ни дня не плакала. Воспитатели мне говорили, что она самый спокойный ребенок в группе. Заходит, берет со стеллажа игру, садится за стол играть.

Вулкан страстей 🌋 взорвался, когда я уже этого не ожидала. 😅 Про праздники в садике я дочке рассказать забыла. С тех пор Агния негативно относится к Деду Морозу. Отказывается к нему подходить и фотографироваться с ним.

С Костей я садика не боюсь, как и воспитателей. Но все равно я поспрашивала родителей из яслей, как им там было. Агния в ясли ходила в другой садик. Ясельных воспитателей я знаю, так как в прошлом году они работали в дежурной группе Агнии. Воспитатели хорошие. Но одна мама сказала, что ее сын боялся одного из воспитателей. Из-за голоса. У нее действительно голос с хрипотцой.

Об этом я выше и писала, реакция ребенка малопредсказуема. Что взрослому хорошо, то не всегда хорошо ребенку.

Костя пока еще слабо представляет, что в садик ему идти скоро.
Костя пока еще слабо представляет, что в садик ему идти скоро.

Костя без меня оставался несколько раз и пока ему такой опыт не нравится. Если он остается с людьми, с которыми он периодически видится, то есть узнает их в лицо, то он просто ведет себя настороженно и не отпускает значимого взрослого от себя ни на шаг.

Если родственники малознакомые, то есть Костя их видел редко, то он просто орет во всю глотку и басом. Был у меня такой опыт, когда я с Агнией ходила к врачу, а Костя сидел в коридоре.

Так что, я думаю, что шороху в садике он наделает. Он молчать не будет. Но с другой стороны Костя легко адаптируемый. Новых мест не боится и активно их исследует. В садике много нового и интересного. Думаю, что освоится достаточно быстро.

Пишите, беспокоит ли Вас посещение ребенком садика? Боитесь ли Вы чего-нибудь? В каком возрасте планируете отдать ребенка в садик?

Спасибо за Ваш лайк! Подписывайтесь на канал - будем расти вместе!