Найти в Дзене
Деловой Бийск

Как бийчане переживают автобусный коллапс

Оглавление
Фото Елены Коржевой
Фото Елены Коржевой

От бийчан продолжают поступать жалобы на плохую работу городского общественного транспорта, и уже несколько недель его называют «призрачным».

— Мы знаем, куда нам ехать, но не знаем, как это сделать. Опаздываем на работу, мерзнем на остановках, – пишут люди в социальных сетях.

Отлаженной до идеала работу пассажирских автоперевозок в Бийске, пожалуй, никогда нельзя было назвать. Но то, что происходит сейчас, можно смело назвать нарушением потребительских прав горожан в сфере транспортного обслуживания.

Нарекания вызывают не только уже привычные к этому удаленные маршруты, но и самые востребованные №23 и № 35.

— 23-й автобус практически отсутствует на маршрутах, ждем по полчаса, — жалуются горожане, отмечая, что такого не было никогда.

Автоперевозчики объясняют ситуацию частыми поломками автобусов. А ведь одним из главных пунктов заключения контрактов с администрацией был именно пункт, гласящий, что весь транспорт на тот момент должен был быть либо новым, либо с определенным ограничением срока эксплуатации.

Еще одной из причин резкого ухудшения обслуживания населения автоперевозчики называют кадровый голод, ставший следствием низкой заработной платы.

Если первую причину в администрации подтверждают с формулировкой «… сход транспортных средств с муниципальных маршрутов в основном происходит по технической неисправности или ДТП…», то вот второй причиной называют частые болезни водителей.

Что же касается водителей, они поясняют происходящее «…бешеным графиком работы, недостаточной зарплатой, невозможности нормально пообедать. Отсюда часто и равнодушие…». Поясняют анонимно, видимо, опасаясь лишиться работы вовсе. Вот только пассажирам, часами стоящим на остановках в мороз, буран, темными вечерами и утрами, от всех этих пояснений легче не становится. Даже при условии что в администрации заверили, что повышения стоимости проезда не предвидится. Во что, если честно, верится с трудом.

Кроме того, бийчане жалуются, что водители автобусов не открывают вторые двери. Приходится заходить только в одну, что не всегда удобно, так как на остановках скользко. Из-за того, что водители торопятся или автобусы и без того переполнены, они проезжают остановки.

— Автобусы так набиты людьми, что вдох сделать не получается. Полные остановки народу, которые не могут зайти в автобус и ждут следующего, а следующий – такой же… — продолжают делиться впечатлениями от работы автоперевозчиков.

-2

Еще одним минусом в данной ситуации горожане называют оплату проезда на входе. Пассажир, стоящий в проходе, рассчитывается, а за ним — очередь. Нежелание открывать вторую дверь кондукторы часто объясняют так: «… в Бийске еще достаточно пассажиров, пытающихся проехать «зайцами». А выловить их в такой спрессованной толпе людей невозможно…».

— Когда автобус переполнен, это просто невыносимо, кондуктор пытается протиснуться между пассажирами или же перебегает с одной двери во вторую. Почему в Барнауле люди спокойно рассчитываются на выходе и нет проблем? Раньше же вели расчет при выходе, и все нормально было.

— Еле втиснулась в автобус №55, — пишет подписчик группы ВКонтакте "Инцидент Бийск". — Женщину зажала входная дверь, ругались на протяжении всего маршрута. Водитель активно участвовал в спарринге.

— Ехать в консервной банке в любое время дня — такое себе удовольствие. А еще обматерят, толкнут, в том числе и кондуктор. С нашей зарплатой на такси много не поездишь.

Записей, подобных этим, в соцсетях сотни. Однако никаких реакций и решений на мнение горожан нет. Бийчане такое отношение к пассажирам откровенно называют хамски». Может быть, и не совсем интеллигентно, но наболело.

— Битком все автобусы, толкают, ноги все оттопчут, ад кромешный! — так описывают бийчане поездки в городских автобусах в соцсетях. — Люди как скот едут, реально издевательство! Самое обидное, что ничего не изменится, к сожалению! В автобусах № 77 лучше вообще не ездить, в них, если залезешь, раздавят конкретно. Перевозчик хоть бы приобрел немного автобусов более вместительных! Хорошо еще, что трамваи худо-бедно ходят, спасают население.

У соседей не лучше

По Бийскому району трамваи, увы, не ходят. Так что единственный способ добраться до работы, больницы или обратно – автобус. Отлаженная некогда система перевозок в ближайшие к городу поселки рухнула с их переводом из так называемых «пригородных» маршрутов в разряд «межмуниципальных». В итоге почти за год сменилось несколько перевозчиков, график выходов постоянно меняется и привыкать к нему не успевают ни пассажиры, ни сами водители.

В результате сбоя расписания выхода маршрута люди, не надеясь на своевременный выезд автобусов, вечерами договариваются друг с другом и с теми, у кого есть личный транспорт. Многие теперь так и ездят, не обращая уже внимания на проходящие мимо автобусы. Однако это не решение проблемы, потому что сразу возникает другая: снижение пассажирского потока и нерентабельность маршрутов.

Традиционно автобусы, которые теперь начинаются с цифры «4», отправляются от конечной остановки «Вокзал». И пассажиры по привычке обращаются в администрацию города. В Бийске вопросы касательно транспортного сообщения с пригородом переадресовывают на Бийский район. Там же на обращения отвечают всегда одинаково — других вариантов нет, все претензии следует направлять в министерство транспорта региона, который регулирует межмуниципальное сообщение и заключает контракты с перевозчиками. Круг замыкается.

-3

Меры и рекомендации

По информации администрации Бийска контроль за движением городского транспорта ведется в постоянном режиме.

— Специалистами отдела дорожного хозяйства, транспорта и связи управления жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации Бийска контроль за движением транспортных средств, следующих по муниципальным маршрутам города, осуществляется в постоянном режиме. Сход транспортных средств с муниципальных маршрутов в основном происходит по технической неисправности или ДТП. С автоперевозчиком 4-го маршрута проводится претензионная работа, – сообщают в мэрии.

Кроме того, чиновники рекомендуют пользоваться сайтом транспортного портала Бийска. На нем видно, когда подойдет автобус, и можно определиться по времени, когда вам необходимо подойти к остановке. Среди советов — скачивание приложения «Умный транспорт», по которому также можно определить местоположение необходимого маршрута.

— В подобных ситуациях рекомендуем сразу обращаться к дежурному диспетчеру по городскому автотранспорту: тел. 8 (3854) 55-55-09 (круглосуточно). Также можно оставить вопросы и жалобы на сайте предприятия по адресу: www.bus22.ru во вкладке «Обращения», — добавляют в администрации.

Словом, бийчанам предлагается не "замалчивать" ситуации и сообщать о них в ведомство. Главное, чтобы сработало. Касаемо использования сайтов и приложений, необходимо учитывать, что далеко не все бийские пенсионеры настолько продвинуты, да и у большинства из них еще кнопочные телефоны.

Остается добавить, что конфликт между администрацией и автоперевозчиками длится уже несколько лет, и каждый раз заложниками ситуации становятся пассажиры. Так было в 2007 году, так было в 2019-м, 2021-м, 2023-м. Может быть, пора уже принимать решение и наводить порядок?

Олег Николаев