Найти тему
"Липецкая газета"

Как лебедянский Мастер Маргариту создавал

Некоторые искусствоведы считают, что эта скульптура вполне могла бы украсить экспозицию музея «Эрмитаж» в Санкт-Петербурге
Некоторые искусствоведы считают, что эта скульптура вполне могла бы украсить экспозицию музея «Эрмитаж» в Санкт-Петербурге

Скульптура эффектной обнажённой женщины, которая символизирует плодородную Родину-мать, стоит на территории бывшего завода строительно-отделочных машин, который горожане называют просто СОМ.

Иногда поразительные образцы высокой культуры встречаются в самых неожиданных местах. Например, на одном из предприятий Лебедяни. Местный журналист и фотограф Владимир Акимов рассказал, как создавалась самая эротичная в Липецкой области статуя, которая радует глаз заводчан уже почти 50 лет.

Скульптура эффектной обнажённой женщины, которая символизирует плодородную Родину-мать, стоит на территории бывшего завода строительно-отделочных машин, который горожане называют просто СОМ. В начале 90-х предприятие было приватизировано и превратилось в ОАО «Строймаш», что дела в общем-то не меняет. Девушка, что мечтательно смотрит в небо, сидя в центре фонтана на камне, как украшала будни заводчан, так до сих пор это и делает.

Позировала ученица токаря

Её история ведёт начало с середины семидесятых годов прошлого века, когда лебедянский художник и скульптор Николай Бачурин, который, кстати, числился тогда на СОМе простым маляром, решил, что пора украсить бытие заводчан чем-то жизнеутверждающим. Скульптор дал разыграться своей фантазии и в пуританские времена правления дорогого Леонида Ильича Брежнева решил создать свой обнажённый шедевр. Для пущей убедительности он пригласил натурщицу —ученицу токаря по имени Маргарита. И получилось невероятно! Некоторые искусствоведы считают, что этот символ женственности и плодородия вполне мог бы украсить экспозицию музея «Эрмитаж» в Санкт-Петербурге. Но обо всём по порядку.

Почти по Булгакову

Николай Бачурин долго упрашивал того самого токаря, у которого обучалась его новая муза Маргарита, чтобы он без лишних вопросов отпускал девушку на важную работу. А как уж он уговаривал комсомолку позировать для него в чём мать родила, к сожалению, доподлинно неизвестно. Однако дело сладилось: вместо унылых будней в механосборочном цехе юная Маргарита дни напролёт пропадала в тихой и уютной мастерской мастера — почти по Булгакову. Чуть более чем через месяц Бачурин представил заводской общественности свой новый шедевр, пока в глиняном исполнении.

К нам едет ревизор

Но сверху уже вовсю дули ураганные ветры: о фривольной затее, которую, кстати, творец утаил от тогдашнего директора завода Виктора Григорьева, кто-то донёс в райком партии. И скандал начал нарастать: директор предприятия получил по шапке, а в Лебедянь выдвинулась комиссия искусствоведов из самой столицы.

Примечательно, что мужская часть комиссии по достоинству и с воодушевлением оценила работу Бачурина. Тут тебе и патриотизм с девичьим лицом, и восхваление безупречности советской женщины, и образ матери природы — всё сразу. Резко против выступили искусствоведы-дамы, сразу же усмотрев в изящных линиях обнажённой фигуры бесстыдство, порочащее честь женщины и светлые идеи социализма.

Творческий компромисс

Нужен был какой-то компромисс. Его нашёл сам Николай Бачурин, с трудом поборов депрессию, которая случилась с ним из-за приезда столичных критиков. Очевидцы рассказывают, что он неожиданно подбежал к ёмкости, в которой ещё не застыла глина, взял оттуда немного материала и ловкими движениями на глазах ошалевшей комиссии приладил на аппетитные бёдра своего творения некое подобие нижнего белья. На этом скандал был исчерпан, а искусствоведы уехали восвояси вполне довольные решением в стиле «и нашим, и вашим».

Бабий бунт

Вскоре скульптуру, которая по замыслу Бачурина оказалась в полтора раза больше оригинала, отлили в алюминии в литейном цехе завода и водрузили в центр фонтана на территории предприятия. Заводчане-мужчины приняли алюминиевую красотку на ура, чего не скажешь о женщинах. Они тут же окрестили её «звенящей пошлостью», решившись на отчаянный шаг: будучи в ночной смене, когда высокого начальства на заводе не было, женщины приладили на грудь сопернице… настоящий бюстгальтер! Конечно, утром его произведения искусства убрали, но как всё-таки жаль, что не было в те времена мобильных телефонов. Ведь какие колоритные фото могли бы остаться всем нам на память!