Заслуженная артистка Российской Федерации и педагог по вокалу у многих звёзд-Ольга Анатольевна Донская имела много наград и регалий.
Какой она была? Как говорят ее ученики, у неё на многое успевала и у нее на все хватало сил: она постоянно летала, иногда по 4-6 перелётов в неделю, 12-13 часов на конкурсах в жюри, занималась с учениками, преподавала в Вузах, вела проект «Свобода и воля», давала концерты со своей группой «Федорино горе».
Из рассказа ее ученика Евгения Марченкова:
Она помогала ученикам не только с вокалом, но и с психологическими неурядицами, написанием аранжировок, созданием биографий и даже рекомендовала им, как подобрать образ и сценический костюм под определённое выступление.
Ольга Анатольевна откладывала свои дела и ездила с нами на телевизионные съёмки, передачи и всегда была рядом в трудные, творческие моменты.
Ольга Анатольевна была «хамелеоном» в хорошем смысле этого слова, она могла найти подход к любому ученику. Она всегда была разной и своей для каждого. При этом её творческий стержень и её жизненные постулаты вдохновляли и мотивировали к работе. Она была жёсткой, когда это было необходимо и мягкой, когда видела, что её ученикам это нужно.
Ольга Анатольевна была прямолинейной и без сравнений, в лоб указывала на ошибки и тут же работала над их исправлением, чтобы не допустить ненужных вокальных и мышечных привычек.
Про профессионализм скажем лишь одно. Она могла сыграть любую песню, моментально подбирала аккомпанемент, владела всеми вокальными приёмами и всегда могла показать, как нужно это спеть. Могла сходу переделать мелодический ход, придумать вокальную импровизацию в песне.
Главное, я считаю, что она была уникальным человеком и вокальным педагогом, оставившим очень весомое наследство.
Итак, советую смотреть ее уроки на канале "Школы Свобода и Воля" и даю ссылку на этот урок "Последний урок Ольги Анатольевны Донской. Подготовка к "Новой звезде" с Марией Балабановой"
А сейчас к вопросу статьи.
Что происходит с мышцами живота и диафрагмы во время удержания звука или во время вокального выдоха?
Вот ответ Ольги Донской,который быть может поможет кому-то понять певческое дыхание.
Вы должны представить свой дыхательный орган в виде нагнетателя воздуха. По принципу духового инструмента типа "волынка".
Пока в инструменте есть воздух - он может звучать! Небольшим нажатием руки волынщика воздушное давление увеличивается и воздух, проходя сквозь трубки издает звук.
Наши легкие - бурдюк, нагнетатель воздуха. Диафрагма поддерживает и удерживает это давление, дополнительное давление создают подскладочные мышцы гортани, которые не выпускают его в полном объеме из лёгких.
Чем больше давление, тем ярче и громче звук. Ребра не могут продолжать расширятся при пении, т.к. часть воздуха выходит образуя звук.
Вокальный выдох - это и есть выход звука. Воздух образует звук при выходе через голосовую щель.
Допустим, что мы набрали литр воздуха, стали вокализировать и истратили половину давления на одну фразу. Далее мы добрали ещё полтора, ребра расширились, мы напряжением диафрагмы удерживаем его и тратим на следующую фразу ещё литр, остальной воздух остается в наших легких запасом, создавая большее давление, которое мы регулируем подскладочными мышцами создавая импеданс, заставляя звучать или отвечать нам все наши резонаторы тела.
Поэтому, расширяться ребра при вдохе будут обязательно, если импеданс велик, то они будут оставаться в расширенном состоянии, это и есть парадокс, часть воздуха вышла, а объем давления не упал и даже увеличился!
Для смыкания связки достаточно небольшого количества воздуха, остальную работу делают резонаторы, которые многократно усиливают звук в своих полостях и пустотах.
И последнее, распределение дыхания при пении происходит по вашему желанию. Вы решаете, когда нагнетать воздух для больших фраз или громкого звука, сколько отдать воздуха в звучание одной ноты или фразы. Поэтому, экономим дыхание, нагнетаем лёгочное давление, пока не закончится вокальное произведение, и на финальной ноте можем отдать запас, вот тогда и спадёт объем наших ребер.