Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Магическое мышление. Часть 1

Разговор о манипуляциях будет не полным, если мы не коснемся одной из особенностей человека, которую используют манипуляторы всех мастей – склонности к магическому мышлению.

Начну с того как формируется магическое мышление.

Наш восприятие стремится запечатлеть любой объект или явление полностью, в виде целостного, завершенного образа. Если это по каким-либо причинам невозможно, то на помощь восприятию приходит воображение, дорисовывающее недостающие детали. Полнота восприятия необходима человеку для обеспечения безопасности. Чем целостнее мы воспринимаем какой-либо объект, тем лучше понимаем насколько он опасен. От этого напрямую зависит возможность дальнейшего контакта, и то как мы будем его выстраивать. Таким образом, дофантазирование недостающих деталей – это такой, по сути, способ творческого приспособления, создающий иллюзию контроля, с помощью которого человек пытается снизить неизбежную в условиях постоянно изменяющейся реальности и неполноты поступающих данных тревогу. Но при этом чем больше в образ включено фантазийных деталей - тем больше тревоги этот объект вызывает. Такой вот парадокс или замкнутый круг. Но обойтись без этого механизма человек не может. Особенно в раннем возрасте.

Ребенку, не обладающему знаниями об окружающем мире, не имеющему никакого опыта как с ним обходиться, мало знающему о своих способностях, возможностях и ограничениях, ничего больше не остается как защищать себя, дорисовывая недостающие объекты и связи между ними в фантазийном ключе.

Первая фантазия, которая у него возникает – это фантазия о собственном всемогуществе. Ребенок воспринимает себя центром Вселенной, источником и первопричиной происходящего вокруг. А внешние объекты, в том числе маму, считает продолжением себя. На этом этапе «подумать», «захотеть» и «сделать» являются для него синонимами, а мысль - вполне материальной, ведь стоит ему поморщить носик, как мама уже меняет подгузник. Идея о собственном всемогуществе помогает малышу не пугаться нового, верить в себя и в свои возможности. Она необходима для формирования здорового нарциссизма. А вера в то, что мама – его часть, что он ей руководит, помогает справляться с тревогой о собственной безопасности.

Но задачи, стоящие перед растущим малышом, постоянно усложняются. Постепенно он начинает осознавать две вещи:

Первое – что он не совершенен и не всемогущ. В этом осознавании здоровый нарциссизм «Я хороший, даже если у меня что-то не получается!» и «Меня любят, несмотря ни на что!» помогают ему сталкиваться с разнообразием окружающего мира, совершать ошибки, переживать «неприятные» чувства. С одной стороны, он начинает принимать себя, ограниченного в своих способностях и возможностях, и принимать, что не все его потребности могут быть удовлетворены. С другой - опираясь на поддержку значимых взрослых, он ощущает надежду, что все будет хорошо. И если быть чуть более настойчивым, то желаемое вполне можно получить. Ну а если нет, то связанные с неудачей «неприятные» чувства он способен будет пережить и идти дальше.

И второе - он не руководит мамой. Мама - отдельный от него объект, как и многие другие объекты внешнего мира не являются им. Осознать это сразу сложно, поэтому малыш поначалу заменяет отсутствующую временами маму переходными объектами – мишками и прочими игрушками. И, раз уж он сам не совершенен, то малыш наделяет совершенством и всемогуществом своих значимых взрослых. Иначе очень страшно выживать маленькому человеку в непредсказуемом и неизведанном мире. Уверенность в их силах помогает ему лучше выносить беспомощность и бессилие, не разрушаясь от страха.

Механизм проекции на этом этапе просто незаменим. Он помогает малышу эвакуировать ещё сложные для проживания эмоции во внешние или выдуманные объекты.

Сложно прожить стыд из-за собственной неуклюжести и связанную с ним злость? Так это не я ударился об угол, а угол меня ударил!

Не хватает терпения дождаться покупки новой машинки? Так Новый год бывает только раз в году. Надо просто потерпеть и хорошо себя вести, тогда Дед Мороз обязательно исполнит желание!

Больно и страшно, что выпадет зубик? Так Зубная Фея даст взамен денежку!

Именно поэтому игра и вера в сказку так важны для малыша. Они помогают ему проигрывать в воображении различные способы совладания с реальностью, пока реальный опыт отсутствует, подготовиться к проживанию «неприятных» чувств, воспитать надежду на благополучный исход самого сложного дела. Вера в чудо защищает малыша от тревоги, и помогает справляться, пока он ещё не готов столкнуться с несправедливостью и несовершенством окружающего мира.

Но постепенно ребенок замечает и принимает неидеальность своих взрослых, неидеальность и других людей и мира в целом, а параллельно набирается сил, чтобы справляться с жизнью самостоятельно и выносить тревогу. Задача родителей на этом пути, как вы уже знаете – поддерживать оптимальный баланс между поддержкой и фрустрацией.

Если ребенок был в должной мере фрустрирован, то он реально смотрит на себя и на окружающих. Если в должной мере был поддержан, то у него формируется базовое доверие к окружающему миру и, как продолжение этого доверия – базовая уверенность в себе, здоровый нарциссизм.

Однако все эти процессы – от всемогущества и идеализации до принятия амбивалентности и несовершенства должны развиваться постепенно, по мере развития психики и формирования запаса ресурсов. Если же баланс не соблюдается в приципе или резко нарушается, если малыш неожиданно для себя разочаровывается или в собственной идеальности или в идеальности и всемогуществе своего взрослого, то он проживает невероятный страх за свою жизнь и не менее сильную злость, вызванную нарушением удовлетворения потребности в безопасности.

Оказаться слабым и беспомощным в небезопасном мире, без возможности получить защиту от взрослого - это настоящая психологическая травма. Как правило, чтобы пережить разочарование, стыд за свое несовершенство, страх за жизнь и злость, ребенок выбирает сочетание двух действий: отказ от реальности и отказ от себя.

Развитие, контакт с новизной, пробы, ошибки, чувства и потребности откладываются на потом. Ребенок эмоционально «застревает» в том возрасте, когда он был травмирован: где он и окружающий мир составляют единое целое, где мир является продолжением его чувств и потребностей, где мысль, слово и действие равны между собой, где он может быть просто хорошим, а всемогущий взрослый будет заботиться и защищать.

И все бы ничего, если бы не тревога – результат подавления потребностей и периодической необходимости сталкиваться с реальностью, которую невозможно контролировать.

Вот именно для того, чтобы с ней справляться, человек и использует магическое мышление.

Продолжение следует.

Если вы часто испытываете приступы тревоги - приходите на консультацию. С тревогой можно и нужно работать. Запись в WhatsApp по номеру +7-916-48-2-48-33.

Автор: Юлия Ивлева
Психолог, Консультации в гештальт-подходе

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru