«Понимаешь, люди, наделенные даром сияния, иногда могут видеть то, что должно произойти, и, как я думаю, они также порой видят уже произошедшее».
Дисклеймер: лонгрид содержит в себе спойлеры к фильму.
Фильм ужасов снят по мотивам одноимённого романа Стивена Кинга. Режиссёром стал Стэнли Кубрик, а главные роли исполнили Джек Николсон, Шелли Дюваль и Дэнни Ллойд.
Кубрик превратил «Сияние» в атмосферный психологический ужас.
Фильм во многом отличается от книги, экранизация пытается быть более реалистичной, чем первоисточник, сохраняя при этом использование основных тем. Одним из серьёзных отклонений было решение режиссёра фильма избавиться от подтекста призрака (вместе с ним ушли оживающие животные и предметы, призрак Грэди).
Стэнли Кубрик долго подыскивал подходящую книгу, по которой можно было бы снять фильм. Через каждые полчаса-час из кабинета режиссёра доносились громкие удары — начиная читать новый роман, Кубрик после нескольких десятков страниц швырял книги в стену. Однажды утром стуки прекратились, и испуганная секретарша попыталась связаться с начальством по интеркому, однако ответа так и не дождалась. Решив, что у Стэнли плохо с сердцем, она ворвалась в кабинет, где обнаружила Кубрика, читающего роман Стивена Кинга «Сияние»; он помахал романом и произнёс: «То, что нужно».
Джек Торранс — главный герой фильма, писатель, который устраивается в отель «Оверлук», расположенный в горах. Джек — выздоравливающий алкоголик, надеющийся загладить свою вину после того, как не так давно случайно в пьяном виде вывихнул сыну руку.
В «Оверлуке» Джека предупреждают, что предыдущий смотритель схватил и убил свою семью, но больше такого не повторится... верно?
Предыдущий смотритель Делберт Грейди убил свою семью, включая двух своих дочерей и себя, после приступа клаустрофобии. Удивительно, но даже после рассказа о судьбе предыдущего работника Джек не выражает ничего, кроме предвкушения роли смотрителя.
Удивительно, но при выборе подходящего актёра на роль Джека Торранса Стивен Кинг, автор романа «Сияние», совершенно не видел Джека Николсона в роли Торранса: «С первых же кадров фильма Николсон был слишком мрачным. Весь ужас романа в том, что Джек Торранс — неплохой человек, он не из тех, кто летает над гнездом кукушки, а в фильме моральная борьба просто не показана».
Венди Торранс — жена Джека, мать Дэнни, кроткая и отзывчивая женщина. Венди с трепетом относится к сыну и заметно побаивается мужа; по вскользь упомянутой в разговоре предыстории становится известно, что в пьяном состоянии Джек навредил Дэнни и оставил ему психологическую травму.
О биографии Венди мало что рассказывается, героиня представлена как стереотипная домохозяйка, нацеленная на заботу о своей семье. По мере развития сюжета Венди раскрывается как героиня-защитница, отчаянно спасающая своего ребёнка от «обезумевшего» мужа.
Исполнительница роли Венди — Шелли Дюваль — пострадала от съёмок фильма наравне со своей экранной героиней. Стэнли Кубрик известен своим скрупулёзным подходом к созданию фильмов: чтобы снять правдоподобные моменты с участием Венди Торранс, доведённой до нервного истощения от безвылазного нахождения в «Оверлуке», режиссёр фильма часто доводил актрису до настоящих нервных срывов. Подробнее об изнурительных съёмках можно узнать здесь.
В ноябре 2016 года Шелли Дюваль появилась на телевидении в телешоу Dr. Phil, где призналась, что страдает психическим расстройством.
Дэнни Торранс — сын Джека и Венди. Дэнни — маленький впечатлительный мальчик со сверхъестественной особенностью — сиянием.
Дэнни постоянно общается с невидимым другом Тони, которого Дэнни описывает как «мальчика, который живёт у него во рту». Родители Дэнни считают Тони вымышленным другом. Тони способен предвидеть будущее и показывать Дэнни сцены из прошлого. Тони не нравится предстоящая поездка на полгода в горы, и когда Дэнни спрашивает его, почему, — тот подсовывает мальчику галлюцинацию в виде двух кабинок лифта, из-за дверей которых хлещут гигантские потоки крови.
Интересно, что для актёра Дэнни Ллойда роль в «Сиянии» стала дебютом. Создатели фильма искали ребёнка на роль Дэнни Торранса среди детей без наличия актёрского опыта, Дэнни Ллойд был выбран из пяти тысяч кандидатов. После «Сияния» актёрская деятельность Ллойда не заладилась, тем не менее в 2019 году Дэнни сыграл эпизодическую роль в фильме «Доктор Сон», прямом продолжении «Сияния».
В сравнении с романом фильм гораздо более минималистичный в плане повествования. Большинство аспектов, перенесённых из оригинальной книги, сведены к минимуму, что не только приводит к созданию совершенно иного типа истории, чем то, что написал Кинг, но и создаёт постоянно тревожную атмосферу.
Атмосфера фильма создаётся благодаря сочетанию инструментальной музыки и цветовой гаммы, задействованной в кадре. В «Сиянии» используется сочетание красного и зелёного; цвета на постоянной основе появляются в кадре, дополняя друг друга.
Режиссёр фильма, Стэнли Кубрик, известен одержимостью мелкими деталями в своих произведениях. «Сияние» — самый громкий и яркий пример жёсткого подхода Кубрика к вниманию к деталям.
Смелый, яростный красный цвет является основной палитрой фильма, в дополнение к нему Кубрик использует зелёный цвет, чтобы создать подсознательное чувство безопасности. Красный больше всего ассоциируется с яростью, насилием и агрессией, он появляется повсюду, в одежде, ковре и стенах лифта, залитых кровью. Это сигнал о том, что с «Оверлуком» что-то не так.
«Сияние» также использует цвета, чтобы передать настроение героев. К примеру, в начале фильма Джек носит одежду с преобладанием зелёного, однако, после жуткого сновидения Джек переодевается в красную куртку и носит её до конца.
Интересно, что внутри красной куртки Джек остаётся в зелёной рубашке в клетку. Красный и зелёный — буквально главные цвета фильма.
По одной из теорий, зелёный символизирует природу, а снег, засыпавший отель «Оверлук», будто убивает природу, замораживает её, что символизирует красный и белый цвета соответственно.
Снег, как белый цвет в кадре, дополняет дуэт красного и зелёного и становится ключевым образом в фильме, поскольку именно из-за выпавшего снега «Оверлук» оказывается изолирован от мира, а герои заперты в мрачном отеле.
Отель «Оверлук» представляет собой достаточно внушительное здание с длинными, почти бесконечными коридорами, напоминающими лабиринт.
По одной из теорий, строящихся вокруг фильма, предполагается, что на самом деле в «Сиянии» речь идёт о Минотавре в его лабиринте. В качестве доказательств приводятся несколько моментов: зелёный лабиринт, расположенный рядом с отелем; лабиринтная архитектура отеля; несколько изображений Минотавра, в частности, на плакате в игровой комнате.
Подробнее об этой теории и других можно прочесть здесь.
Одним из самых интригующих мест в отеле (не считая номера 237) остаётся Золотой зал с баром, попадая в который Джек Торранс произносит свою легендарную фразу, предсказывающую финал фильма:
Боже, я бы всё отдал, чтобы выпить. Я бы отдал свою чёртову душу за стакан пива.
После высказанной вслух фразы за барной стойкой материализуется бармен, а вместе с ним и выпивка, которую любезно предлагают Торрансу, не требуя оплаты, поскольку Джек уже заплатил за неё своей душой, даже не заметив этого.
Ко второму посещению Золотого зала Джек обнаруживает шумную вечеринку и знакомое лицо — Делберта Грейди. Между героями происходит короткий диалог, в ходе которого Джек выясняет, что Делберт не помнит о том, что сотворил со своей семьёй, поскольку дословно: «Делберт — всего лишь официант, а смотрителем отеля назначен Джек», что снова предсказывает концовку, подводя к тому, что Джек повторит судьбу предыдущего смотрителя, Делберта Грейди.
В третий раз Золотой зал показан на фотографии в конце фильма. На одном из групповых фото с некоего значимого события 1921 года изображены гости «Оверлука», его работники и Джек Торранс в образе смотрителя в самом низу снимка, что подразумевает, что отныне душа Джека принадлежит отелю.
Любопытна поза улыбающегося Джека Торранса, запечатлённого на снимке 1921 года. Рассматривая фото поверхностно, можно предположить, что Джек приветственно машет со снимка, однако, тщательно рассмотрев позу Торранса, становится понятен эзотерический подтекст фотографии. Одна рука Джека поднята высоко, вторая опущена, фигура расположена анфас — Джек буквально повторяет позу Дьявола (элементарный пример: Дьявол в картах Таро).
Согласно определению Таро, Дьявол — это олицетворение тех, кто поддался своим внутренним, низменным искушениям. Большую часть «Сияния» Джек проводит в борьбе с низменными искушениями и, в конце концов, поддаётся им. Это делает Дьявола подходящей метафорой и объясняет, каким образом Джек появляется на старой фотографии — душа героя заточена в проклятом «Оверлуке» навечно.
В комнате 237 ничего нет. Но вам там всё равно делать нечего. Так что держись подальше от комнаты 237. Понял? Оставайся в стороне!
Номер 237 — гостиничный номер, манящий зайти случайных посетителей, и сосредоточение зла «Оверлука».
Режиссёр фильма изменил важную деталь: в романе проклятая комната под номером 217, однако, в фильме это номер 237, поскольку владельцы настоящего отеля, где проходили съёмки, опасались, что после выхода фильма постояльцы не захотят останавливаться в страшном номере (номера 237 в реальном отеле попросту не было).
Мятно-зелёный считается успокаивающим цветом, ванная комната 237 номера выполнена в светлых оттенках зелёного, что подсознательно успокаивает любого, кто входит в комнату. Однако место искажено злом, глубоко проникшим в стены всего «Оверлука».
Интересно, что Дик Хэллоран специально предупреждает Дэнни избегать комнаты 237. Этот момент рассматривается как приманка, поскольку, когда Дэнни находит комнату 237, катаясь на трёхколёсном велосипеде, он обнаруживает, что комната заперта. Позже Дэнни обнаруживает, что комната открыта, и решается войти, а затем появляется в коридоре уже с синяками и порванным свитером. Всё будто подводит к тому, чтобы герои столкнулись со злом и прошли испытания отеля.
После происшествия с Дэнни Джек отправляется в номер 237, чтобы разобраться в ситуации. Интересно здесь то, что в отличие от мотива Дэнни — любопытства — попасть в комнату 237, Джека Торранса тянет в комнату 237, о которой Хэллоран специально предупредил Дэнни, чтобы он никогда не входил туда, поскольку номер 237 является центром зла «Оверлука».
Попадая в комнату, Джек наблюдает, как красивая обнажённая женщина выходит из ванны, приближается к нему и начинает целовать. Однако, когда Джек смотрит в зеркало, он видит, что на самом деле его целует древняя, заметно сгнившая женщина, выглядящая так, будто её утопили. Джек кричит и отшатывается от неё, и она снова приближается к нему, улыбаясь и протягивая руки, но теперь её нагота отвратительная и устрашающая.
Джек поддаётся иллюзии комнаты 237, попадая в уловку успокаивающего зелёного цвета, которую разрушает отражение в зеркале, открывающее правду.
Соблазнение Джека Торранса завершается именно в номере 237. Разрушительный поцелуй становится поворотным моментом в середине фильма и точкой невозврата для Джека, душа которого становится «собственностью» «Оверлука».
Кроме значимых по сюжету мест, перечисленных выше, необходимо упомянуть и кадры с зеркалами, как важными составляющими «Сияния». Зеркала в фильме отражают действительность, намекая на её двойственность и в некоторых случаях обнажая правду.
В фильме многие кадры построены с зеркальными отражениями, противоположностями (к примеру, отремонтированные/современные и сохранённые/оригинальные номера) и симметричными элементами, как двойные двери, чтобы усилить двойственную природу отеля (который практически является самостоятельным персонажем).
Зеркала появляются в каждой сцене, где Джек взаимодействует с призраками (кроме случая, когда Джек разговаривает с Грейди через дверь кладовой), а также возле Золотой комнаты и в ванной номера 237.
Кроме того, когда Венди видит слово «redrum», написанное помадой на двери ванной, она видит это в зеркале, где надпись складывается в «murder».
Через зеркало Джек обнаруживает, что целует не красивую обнажённую девушку, а дряхлую, полусгнившую старуху.
Зеркало в этом смысле показывает истинную сущность.
Для поклонников «Сияния» в 2012 году вышел документальный фильм «Комната 237», в котором расшифрованы некоторые скрытые послания Кубрика. И как оказалось, большинство посланий были спрятаны на виду. Подробности о документальном фильме на IMDb здесь.
Леон Витали, бывший личный помощник Стэнли Кубрика, назвал теории в документальном фильме бредом, заявив, что они совершенно беспочвенны. Однако поклонники «Сияния» находят фильм «Комната 237» интересным для просмотра, который не стоит рассматривать всерьёз. Теории на то и теории, чтобы предполагать их и примерять к атмосферному ужасу, притягивающему вниманию к себе на протяжении 44 лет!
«Сияние» остаётся одним из самых знаковых фильмов ужасов в истории кино. Картину можно назвать совместной работой Стэнли Кубрика, как режиссёра, и Стивена Кинга, как автора романа «Сияние».
На первый взгляд, это история о писателе, который отправляется вместе с женой и сыном в изолированный от мира отель для работы смотрителем, но постепенно сходит с ума. Однако благодаря двум мастерам, Кубрику и Кингу, а также всем тем, кто принял участие в создании фильма, «Сияние» остаётся величайшей картиной в истории кино.
Фильм удивителен для разбора по своей структуре, приёмам, отсылкам и метафорам, его можно разбирать покадрово и находить новый смысл в каждой сцене, выдвигая неожиданные теории. «Сияние» вышло на экраны в 1980 году, однако, спустя 44 года фильм по-прежнему смотрится интересно как с художественной точки зрения, так и с технической.
Кубрик, следуя своему перфекционизму, проделал огромную работу, проработав каждую деталь фильма, и удивительно, что Стивену Кингу фильм не понравился. Автор романа оказался разочарован экранизацией своего произведения: «Это всё равно что кадиллак без движка. Далеко на таком не уедешь, остаётся разве что восхищаться им как скульптурой».
Тем не менее фильм стал культовым, «Сияние» считается эталоном психологического триллера и часто цитируется в кино, а известная сцена с выламыванием двери топором была признана самым страшным моментом в истории кино, по данным исследования сайта Play.com.
Любопытно, что сцена с выливающимися литрами крови из-за дверей лифта не снискала той же популярности по вызыванию ужаса у зрителя, как сцена с топором. Момент, когда кровь заливает коридор, запоминается надолго и остаётся в памяти за счёт эффекта реалистичности. Сцена готовилась так тщательно, что Кубрик покинул съёмочную площадку ещё до начала её съёмок, поскольку нервничал из-за того, что что-то могло пойти не так, как нужно.
Съёмочной команде было необходимо работать так быстро, чтобы «содержимое» лифтов не вылилось до нужного момента. Операторы забирались в деревянные ящики, чтобы не испачкаться в красной жидкости, а четыре камеры были установлены с разными объективами и чувствительностью, чтобы наиболее чётче запечатлеть нужный момент.
«Лифт начал протекать ещё до того, как двери открылись. Я думаю, вы можете заметить это в фильме; кровь начинает просачиваться» (Леон Витали, бывший личный помощник Кубрика).
Разумеется, в лонгриде не разобрана и половина фильма, поскольку для подробного разбора понадобилась бы настоящая книга с анализом каждой детали «Сияния», но именно в этом и заключается уникальность киноленты — её можно изучать бесчётное количество раз.
«Наверное, то, что случается, оставляет за собой разные следы, но не такие, какие может заметить каждый. Только люди, озарённые сиянием, могут видеть эти следы. Они так же могут видеть то, что ещё не произошло, а иногда они видят то, что случилось давным-давно. Я думаю, многое случилось здесь, в этом самом отеле за многие годы существования. И не всё из этого было хорошим».