Найти тему

Красивый — значит, умный?

Оглавление

Привлекательная внешность человека влияет на его социальное и экономическое благополучие: у красивых людей более высокий заработок. Красивые люди действительно могут обладать более высоким человеческим капиталом, получая больше инвестиций в него с детства — благодаря своей внешности. Так утверждают исследователи.

«Премия за красоту»

Для «владельцев» привлекательной внешности она может выступать своего рода активом, приносящим «сверхдоходность»: красивые люди в целом более успешны и больше зарабатывают. В исследованиях это явление получило название «премия за красоту». Оно существует во множестве сфер, совершенно необязательно эксплуатирующих и «продающих» внешний вид.

В обществе обычно сосуществуют два противоположных стереотипа: считается, что оценивать другого человека по его внешности неверно, но одновременно красивых людей воспринимают как более талантливых, честных и трудолюбивых. Один из первых исследователей влияния внешней привлекательности на экономическое поведение — автор книги «Красота окупается» Дэниел Хамермеш — объяснял этот феномен с экономической точки зрения так: красота — ограниченный, то есть дефицитный, ресурс, который можно использовать для выгодного обмена, денежного или неденежного. Поэтому «премия за красоту» — вовсе не случайность.

В 1994 году Хамермеш опубликовал свое первое экономическое исследование о взаимосвязи между внешностью работника и его доходами. Исследователи впервые задокументировали, что работники с внешностью выше среднего получают «премию» к зарплате, которая может составлять от 1% до 13%, а работники с внешностью ниже среднего подвергаются зарплатному «штрафу» в размере от 1% до 15%. Влияние внешнего вида работников по большей части не зависит от рода их деятельности, что позволяет предположить «чистую» дискриминацию работников по их внешности со стороны работодателей на рынке труда, заключили авторы.

Эта работа стала толчком для последующих исследований в области «экономики красоты», и не только применительно к рынку труда. Например, исследователи из Финляндии и Швеции выяснили, что более симпатичные политики пользуются большей поддержкой на выборах: увеличение показателя красоты на одно стандартное отклонение связано с ростом на 20% числа голосов, отданных за кандидата на парламентских выборах.

Симметрия и золотое сечение

Современный человек одержим красотой и постоянно заботится о своей внешности с того момента, как начинает узнавать свое лицо в зеркале, и до наступления глубокой старости, пишет Хамермеш. Недавнее исследование международной группы ученых, проведенное в 93 странах с участием более 93 000 человек, показало, что на заботу о своей внешности — от гигиены, занятий спортом до подбора одежды — люди тратят в среднем около четырех часов в день (женщины — 238 минут в день, мужчины — 215), и эта продолжительность не зависит от возраста. Другими словами, на заботы о красоте у людей уходит примерно 1/6 часть жизни.

Дать точное определение внешней привлекательности человека сложно. Одни исследователи определяют физическую привлекательность как степень, в которой лицо человека вызывает положительную реакцию у других людей. Другие под физической привлекательностью понимают «то, что наилучшим образом отражает чье-то представление об идеальной внешности и доставляет наибольшее удовольствие чувствам».

«Красота — в глазах смотрящего» — первая фраза, которая, как правило, приходит на ум человеку, когда его спрашивают о красоте, и эта фраза предполагает, что мнения людей по этому вопросу различаются, пишет Хамермеш. Очевидно, что в различных культурах существуют различные стандарты красоты, и, более того, представления о прекрасном со временем меняются. Однако внутри культуры в каждый определенный момент времени существует потрясающее общественное единодушие относительно того, каких людей считать красивыми.

Современные исследования подтверждают, что привлекательность человека, как это считалось еще в Древней Греции, связана с геометрией лица, в том числе симметрией и золотым сечением. Однако «премия за красоту» зависит еще и от роста (более высоким платят больше) и от веса (женщинам с лишним весом и мужчинам с недостаточным весом платят меньше, как и работникам обоих полов с ожирением). Причем для мужчин более важным фактором служит рост, а для женщин — вес.

Дискриминация по внешности

Есть два основных объяснения «премии за красоту». Первое заключается в том, что привлекательная внешность положительно влияет на социальные навыки и человеческий капитал, тем самым приводя к более высокой производительности и, соответственно, более высокой заработной плате. Второе: различия в производительности не могут полностью объяснить «премию за красоту» и как минимум ее значительная часть — следствие дискриминации по внешнему виду.

В научной литературе выделяется несколько возможных каналов, по которым физическая привлекательность человека может влиять на его доходы. Работодатели могут предпочитать привлекательных работников в силу распространенного стереотипа: зачастую люди склонны приписывать физически привлекательному человеку и другие положительные характеристики. Например, привлекательные люди воспринимаются как более надежные и заслуживающие доверия, чем некрасивые. От красивых людей также ожидают, что они будут вести более успешную социальную и профессиональную жизнь. При выборе из нескольких кандидатов с примерно одинаковой квалификацией работодатель зачастую может отдать предпочтение более привлекательному внешне, но и на более поздних стадиях карьеры привлекательные работники нередко имеют больше возможностей для продвижения и более высокий заработок.

Дискриминация может проявляться и со стороны потребителей: в некоторых профессиях, которые обычно предполагают интенсивное взаимодействие персонала и клиентов, последние могут предпочитать взаимодействовать с более симпатичными работниками, что, в свою очередь, повышает их рабочие результаты и производительность. Например, женщины с приятной внешностью, которые работают там, где важна физическая красота (например, продавцами в торговых центрах), более производительны — и в силу этого получают «премию за красоту» в размере около 9% зарплаты.

Физическая привлекательность может также повысить способность работников успешно взаимодействовать с коллегами, а хорошие рабочие отношения могут создать специфичную форму человеческого капитала, который будет генерировать более высокие доходы для самих работников и более высокую квазиренту для их работодателей.

В то же время «премия за красоту» не возникает в сферах, где внешняя привлекательность работника вряд ли действительно повысит производительность, например в профессиях, требующих работы с информацией и данными.

Внешняя привлекательность действительно может положительно коррелировать с определенными когнитивными и некогнитивными навыками, которые вознаграждаются на рынке труда. Привлекательные люди более уверены в себе и в силу этого могут обладать лучшими коммуникативными и социальными навыками, пришли к выводу экономисты. По их оценкам, от 15% до 20% «премии за красоту» возникает за счет этого эффекта. Обычно подобные навыки начинают формироваться еще в детстве и подростковом возрасте в результате социализации в школе и дополнительных инвестиций в человеческий капитал: и сверстники, и учителя уделяют больше внимания красивым детям, повышая их уверенность в себе и успехи в учебе.

Исследователи из Китая попытались установить, в какой пропорции «премия за красоту» результат дискриминации, а в какой — различий в имеющихся навыках. Они пришли к выводу, что на китайском рынке труда значительная часть «премии за красоту» (в качестве ее показателя использовался рост и индекс массы тела работников) обусловлена человеческим капиталом, социальными навыками и другими характеристиками работников, а не их внешними данными. Но «штраф за некрасивость» — более низкие заработки, чем в среднем у наиболее непривлекательных работников — наоборот, во многом результат дискриминации. Это может объясняться тем, что, например, мужчины низкого роста воспринимаются как менее выносливые, полагают авторы.

Премия за некрасивость

Помимо «премии за красоту» существует и «премия за некрасивость», показало еще одно исследование. Ученые проанализировали и сравнили гонорары за публичные выступления ученых, специализирующихся на социальных науках, и ученых из сферы естественных наук. Оказалось, что если ученые-социологи получают «премию за красоту» в полном соответствии со стереотипом «чем красивее, тем умнее», то ученые-естествоиспытатели, наоборот, выигрывают от непривлекательности: снижение привлекательности лица на одну единицу увеличивает их минимальную плату за выступление на 19%. Причина — все в тех же стереотипах: в общественном сознании ученые, изучающие естественные науки, зачастую представлены как необщительные, отгороженные от мира, чудаковатые трудоголики, имеющие странный и непривлекательный внешний вид и совершенно о том не заботящиеся. В результате «премия за некрасивость» подтверждает этот стереотип, объясняют авторы: чем больше ему соответствует внешность ученого, тем более качественными и достойными внимания его работы воспринимаются публикой.

По материалам econs.online

Подготовила
Ольга ПЕТРОВА
Иллюстрация сгенерирована нейросетью