Найти тему
Государственный Эрмитаж

Парижские Салоны глазами Дидро: «Поистине мой художник – это Грёз»

Остались считанные дни до завершения масштабной экспозиции «″Салоны″ Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века», развернувшейся в Николаевском зале Зимнего дворца (зал №191).

Фото: Светлана Рагина
Фото: Светлана Рагина

Совместный проект Государственного Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина знакомит с выставками французской Королевской академии живописи и скульптуры – получивших название Салонов – и их критическими обзорами, сделанными знаменитым философом и мыслителем эпохи Просвещения Дени Дидро (1713–1784).

Фото: Светлана Рагина
Фото: Светлана Рагина

Так, на Салоне 1763 года внимание Дидро привлекла картина «Паралитик (Сыновняя любовь)», написанная Жан-Батистом Грёзом (1725–1805) в том же году. В тексте «Салона 1763 года», описывая полотно Дидро называет его автора «мой художник». Редкая живописная композиция удостаивалась столь подробного и тонкого анализа со стороны философа, как эта.

Фото: Светлана Рагина
Фото: Светлана Рагина
Фото: Светлана Рагина
Фото: Светлана Рагина

По словам Дидро, это произведение поразило не только его, но и произвело фурор среди посетителей выставки:

«Картина хороша, подобных я еще не видел... привлекает целые толпы зрителей... Пробиться к ней просто невозможно». По мнению философа, Грёзу присущи главные качества просвещённого человека – чувствительность и добронравие.

Фото: Светлана Рагина
Фото: Светлана Рагина
Фото: Светлана Рагина
Фото: Светлана Рагина

Это основополагающее программное произведение сентиментальной и морализирующей живописи – характерный пример художественного искусства эпохи Просвещения. Мастер представил многочисленное семейство, которое собралось вокруг разбитого параличом старика.

Фото: Светлана Рагина
Фото: Светлана Рагина

Глава семьи окружён нежной заботой и всеобщей любовью. Недаром второе название этой работы – «Плоды хорошего воспитания».

Фото: Светлана Рагина
Фото: Светлана Рагина

Грёз выстраивает композицию настолько чётко, что зритель легко воспринимает сюжет полотна. Художник режиссирует сцену, делая акцент на важных с точки зрения сюжета деталях, и таким образом сближает живописное произведение с другими видами искусства, в первую очередь театром и литературой.

Фото: Светлана Рагина
Фото: Светлана Рагина

Увидеть произведения, которые Дидро описывал в своих критических обзорах можно до 17 марта в Николаевском зале Зимнего дворца (зал №191).

Генеральный спонсор выставки – Банк ВТБ


#выставкивЭрмитаже #СалоныДидро