Найти тему
93,4K подписчиков

Почему эта техника у меня не работает? Цикл о техниках, часть 3. Об ожидаемом эффекте.

Начало цикла тут. При написании этой и других статей не использовался ИИ, вся ответственность лежит на моем собственном.

Здесь я начинаю подробный разбор причин неэффективности техник, изложенный в предыдущей статье

1. Бывает что ожидания не реалистичны. И тут я всегда стараюсь прояснить какой именно эффект ожидался и какой был.

Например, техника преодоления боли относится к высокоэффективным, но, к сожалению, она не может мгновенно "выключить" боль, а может только облегчить процесс проживания и выхода из боли.

Конечно, страдающему человеку полумеры не по душе и тут приходится учитывать как собственные потребности, так и ограничения имеющихся инструментов. Часто то, что есть гораздо лучше, чем ничего, и снизить боль на 30 или даже 10% лучше, чем испытывать все 100.

И по возможности стоит искать то, что будет работать лучше, незачем смиренно терпеть боль, когда есть способы ее облегчить и отпустить. Мне видится разумным принцип использовать имеющееся и искать лучшее для себя.

Маркетинговые приемы и всякая рекламная мишура могут вводить в заблуждение тех, кто еще только начинает знакомиться с возможностями современной психологии. Собственное напряжение заставляет искать кратчайший путь и чем оно больше, тем больше верится в самые сказочные и сладкоречивые обещания.

В итоге могут формироваться совершенно нереалистичные ожидания, приводящие к разочарованию, а иногда и ощущению неуспешности или беспомощности. Т.е. классическая дихотомия эйфория - дисфория и идеализация - обесценивание.

Например, от техники иногда ожидается, что она:

заменит годы психотерапии "я делаю практики осознанности каждое утро, но по-прежнему не могу отказаться от сладкого и от встреч с бывшим, хотя меня совершенно не устраивает его отношение ко мне";

уберет всю боль из человека навсегда, "я научилась расслабляться и отпускать напряжение, но мне по-прежнему очень больно, когда меня критикуют или отвергают";

уберет данную проблему: "я использую техники неотправленных писем для выражения гнева, но многое в моей жизни все равно меня бесит";

даст эйфорию, гипоманиакальное состояние вместо состояния облегчения "я научилась отпускать обиды как воздушные шарики, но это совсем меня не вдохновляет, я все равно хожу "вареная" еще час или два, а хочется сразу быть активной и веселой";

позволит решить какие-то дополнительные задачи: "я научилась спокойно говорить "Нет", когда мне предлагают что-то неприемлемое, но друзей у меня больше не стало".

И, если этого не происходит, у человека возникает ощущение, что что-то тут не так. И хорошо, если с техникой, гораздо хуже, если человек начинает сомневаться в себе и чувствовать себя каким-то неправильным.

На самом деле проблема в ожиданиях и, к счастью, их несложно изменить. Главное, не оставлять себя без помощи, разбираться в причинах неудачи и искать то, что поможет уже сейчас: искать информацию, сообщества людей с такой же проблемой, специалистов или даже группы специалистов.

Продолжение в следующей статье

Приглашаю в гостиную клуба Ягодная поляна! Там есть информация о работе клуба, видео и статьи, розыгрыши призов .В клубе мы проводим самые разные эфиры для психологов, пользователей и специалистов помогающих профессий

Автор: Сергеева Милена Юрьевна
Психолог, Полимодальный подход

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru