40 лет назад завершила свой земной путь Доржинова (Уланова) Мария Ивановна.
Примерно за месяцев восемь до ее ухода из земной жизни внук Руслан предложил сфотографироваться. Два внука от старшей дочери и сама дочь каждое лето к ней приезжали, на время каникул школьных. И в другие месяцы часто приезжали. Из Калмыкии в Волгоградскую область. Внук и внучка от старшего сына жили в том же поселке, но отдельно.
А в тот раз заезжий фотограф - редкость в селах первой половины 1980-х! - как раз зашел во двор бабы Мани.
Но баба Маня отказалась: "Потом".А потом не случилось уже...
ДОРЖИНОВА (УЛАНОВА) МАРИЯ ИВАНОВНА,
1912-12.03.1984.
Моя калмыцкая бабушка.
Фотографии - и досибирского, и сибирского периодов, и после возвращения в родной для них с мужем, Алексеем Бадмаевичем, поселок "Выпасной" Котельниковского района Волгоградской области.
Фотография в верхнем левом углу - наверное, последняя прижизненная фотография (отреставрированная). Примерно 1972 год (не точно).
"Светлая, красивая, статная, строгая"- такой ее вспоминают многие знавшие ее.
Только и их уже практически нет на этой Земле...
Баба Маня - так ее мы называли. Наша бабушка. Мамина мама.
Поскольку точной даты (дня и месяца) рождения бабы Мани мы никогда не знали (а год рождения известен - хулһн җильтя (год мыши) 1912 год), то в годовщину ее ухода из Земной жизни, напишу о ней наиболее часто вспоминаемое мной.
Ушла из земной жизни баба Маня тоже в хулһн җильтя (год мыши).
Доржинова Мария Ивановна, девичья фамилия - Уланова.
Из волгоградских калмыков - проживали с мужем в п. Выпасной Котельниковского района Сталинградской, затем Волгоградской области.
Родилась в п. Догзмакин современного Сарпинского района Калмыкии.
О родителях ее я практически ничего не знаю. Известно лишь что отец сгинул в Гражданскую войну, будучи (по смутным детским - ей тогда было 5-6 лет - воспоминаниям бабушки) "военным на коне и с адъютантом".
Из одного рода с гелюнгом Улановым Санджи Улановичем (Уланкин Санджи), приходилась ему племянницей.
Вместе с мужем Алексеем Бадмаевичем Доржиновым, пережила депортацию в Сибирь с 1943 по 1956 годы.
Он, только пришел комиссованный по ранению в ногу с фронта Великой Отечественной войны. А их - в Сибирь...
Оставившая там, в снегах Новосибирской области, от тягот физических и моральных после выселения, нерожденного ребенка...
Вернулись с мужем и уже четырьмя сибирскими детьми в Выпасной в 1956 году, почти сразу как только с калмыков сняли запрет переезда - хоть режим спецпоселенцев для калмыков был отменен без права возвращения на родину, руководство совхоза Выпамной вызвало Алексея Бадмаевича в поселок. Случай, вероятно, не единичный, но далеко не распространенный.
Мать двух дочерей и двух сыновей. Бабушка четырех внуков и двух внучек, из которых трех внуков и одну внучку она нянчила, а от младшего сына внучка и внук родились уже после ее ухода.
Сейчас у нее уже и правнуки, и праправнуки. Не видели они ее воочию. Носят другие фамилии. Но в них - и ее кровь.
Курила, как многие бабушки-калмычки, сигареты, без фильтра.
Научила меня уважительному отношению к калмыцкому чаю - нельзя остатки джомбы выливать на землю (летом часто пили чай на улице, сидя на лавочке у стены летней кухни).
Строгая была. И очень добрая.
Сейчас, когда уже почти четверть ХХI века на дворе, да и даже раньше, в поздние советские годы (когда относительно благополучно в материальном плане жили люди) такое сочетание отчетливой, выраженной строгости и неописуемой мягкой доброты - не понять. Но это было свойственно многим из того поколения родившихся до революции и переживших войну и депортацию.
Любила щелкать семечки.
Помню и такое. Не позитивное...
Однажды старшая дочь с зятем повезли ее из Волгоградской области в Ики-Бурульский район до ее старшей сестры. По-калмыцки ее имя Зурмаш, а по русски ее звали Катя.
И пока баба Маня несколько дней гостила у самой дочки с зятем, их младший сын сломал руку, едва ли не за день до планируемой поездки к бабе Кате. Из-за этого выезд отложился.
Потом зятя резко направили в командировку.
Так и не получилась встреча двух сестер...
Сначала ушла баба Зурмаш - баба Катя.
А Мария Ивановна Доржинова ушла снежным днем 12 марта 1984 года.
*Так в преклонном возрасте ее старшая дочь говорила, Анна Алексеевна. И очень этим дорожила! 🙏🙏🙏
Ставшая учителем, Анна Алексеевна вспоминала часто, своим сыновьям рассказывала такую историю про свою маму и тетку Зурмаш - бабу Катю (об этом публиковал).
И также в интервью для Проекта Кембриджского университета «Калмыцкое культурное наследие (АВТОБИОГРАФИИ И ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ДРЕВА)» поделилась:
"Мама со своей старшей сестрой Екатериной у хозяев пасли коров. Хорошо помню, она всегда мне говорила. Есть картина «Дети, бегущие от грозы». Мне ее подарили родители учеников давным-давно еще. И вот она как увидела эту картину, говорит: "Ой, как она напоминает меня и мою сестру Зурмаш", ее по-калмыцки звали Зурмаш, ее сестру. Говорит: "Коров пасем, дождь начнется, особенно когда гроза, я уцеплюсь за нее. Она ж бегает, коров собирает. А я уцеплюсь за нее. Она кричит "Отпусти, коров надо собрать, а то нас хозяева ругать будут". А я не отпускаю ее".
Она намного старше была мамы. И мама говорит: "Она тогда - что делать? Берет, сажает меня на плечи". И вот так вот она бегала, тетка Зурмаш, с мамой вместе, собирая коров. Это она всегда говорила: "Как она, эта картина, нас напоминает. Точно-как про нас написали".
Сколько их, простых калмыцких женщин - жен, матерей, бабушек, переживших лихолетья ХХ века: революцию, Гражданскую и Великую Отечественные войны, депортацию. Десятки тысяч.
Мария Ивановна Доржинова - одна из них. И она одна такая! Потому что - моя бабушка. Как для каждого человека, роднее своего - нет. Моя калмыцкая бабушка🙏🙏🙏
Прости меня, баба Маня 🙏🙏🙏
За ту поломанную руку...
За то что редко навещаю...
#память #санл #Человек #семья #роднаякровь #кровьродная #кровьневода #МарияДоржинова #бабаМаня #жизнь #прости #япомню