Найти тему
Олег Северцев

"У МЕНЯ РУКИ ТОЧНО КАК У МАМЫ СТАНОВЯТСЯ"*

Оглавление

40 лет назад завершила свой земной путь Доржинова (Уланова) Мария Ивановна. 

Примерно за месяцев восемь до ее ухода из земной жизни внук Руслан предложил сфотографироваться. Два внука от старшей дочери и сама дочь каждое лето к ней приезжали, на время каникул школьных. И в другие месяцы часто приезжали. Из Калмыкии в Волгоградскую область. Внук и внучка от старшего сына жили в том же поселке, но отдельно. 

А в тот раз заезжий фотограф - редкость в селах первой половины 1980-х! - как раз зашел во двор бабы Мани. 

Но баба Маня отказалась: "Потом".А потом не случилось уже... 

ДОРЖИНОВА (УЛАНОВА) МАРИЯ ИВАНОВНА, 

1912-12.03.1984.

Моя калмыцкая бабушка. 

Фотографии Доржиновой (Улановой) Марии Ивановны разных лет. Спасибо фотографам той, не цифровой, эпохи за их труд, сохранивший для нас фото-память наших предков!
Фотографии Доржиновой (Улановой) Марии Ивановны разных лет. Спасибо фотографам той, не цифровой, эпохи за их труд, сохранивший для нас фото-память наших предков!

Фотографии - и досибирского, и сибирского периодов, и после возвращения в родной для них с мужем, Алексеем Бадмаевичем, поселок "Выпасной" Котельниковского района Волгоградской области. 

Фотография в верхнем левом углу - наверное, последняя прижизненная фотография (отреставрированная). Примерно 1972 год (не точно). 

"Светлая, красивая, статная, строгая"- такой ее вспоминают многие знавшие ее. 

Только и их уже практически нет на этой Земле... 

Баба Маня - так ее мы называли. Наша бабушка. Мамина мама. 

Поскольку точной даты (дня и месяца) рождения бабы Мани мы никогда не знали (а год рождения известен - хулһн җильтя (год мыши) 1912 год), то в годовщину ее ухода из Земной жизни, напишу о ней наиболее часто вспоминаемое мной. 

Ушла из земной жизни баба Маня тоже в хулһн җильтя (год мыши). 

Доржинова Мария Ивановна, девичья фамилия - Уланова. 

Из волгоградских калмыков - проживали с мужем в п. Выпасной Котельниковского района Сталинградской, затем Волгоградской области. 

Родилась в п. Догзмакин современного Сарпинского района Калмыкии. 

О родителях ее я практически ничего не знаю. Известно лишь что отец сгинул в Гражданскую войну, будучи (по смутным детским - ей тогда было 5-6 лет - воспоминаниям бабушки) "военным на коне и с адъютантом".

Из одного рода с гелюнгом Улановым Санджи Улановичем (Уланкин Санджи), приходилась ему племянницей. 

Вместе с мужем Алексеем Бадмаевичем Доржиновым, пережила депортацию в Сибирь с 1943 по 1956 годы. 

Он, только пришел комиссованный по ранению в ногу с фронта Великой Отечественной войны. А их - в Сибирь... 

Оставившая там, в снегах Новосибирской области, от тягот физических и моральных после выселения, нерожденного ребенка... 

Вернулись с мужем и уже четырьмя сибирскими детьми в Выпасной в 1956 году, почти сразу как только с калмыков сняли запрет переезда - хоть режим спецпоселенцев для калмыков был отменен без права возвращения на родину, руководство совхоза Выпамной вызвало Алексея Бадмаевича в поселок. Случай, вероятно, не единичный, но далеко не распространенный. 

Мать двух дочерей и двух сыновей. Бабушка четырех внуков и двух внучек, из которых трех внуков и одну внучку она нянчила, а от младшего сына внучка и внук родились уже после ее ухода. 

Сейчас у нее уже и правнуки, и праправнуки. Не видели они ее воочию. Носят другие фамилии. Но в них - и ее кровь. 

Курила, как многие бабушки-калмычки, сигареты, без фильтра. 

Научила меня уважительному отношению к калмыцкому чаю - нельзя остатки джомбы выливать на землю (летом часто пили чай на улице, сидя на лавочке у стены летней кухни). 

Строгая была. И очень добрая. 

Сейчас, когда уже почти четверть ХХI века на дворе, да и даже раньше, в поздние советские годы (когда относительно благополучно в материальном плане жили люди) такое сочетание отчетливой, выраженной строгости и неописуемой мягкой доброты - не понять. Но это было свойственно многим из того поколения родившихся до революции и переживших войну и депортацию. 

Любила щелкать семечки. 

Помню и такое. Не позитивное... 

Однажды старшая дочь с зятем повезли ее из Волгоградской области в Ики-Бурульский район до ее старшей сестры. По-калмыцки ее имя Зурмаш, а по русски ее звали Катя. 

И пока баба Маня несколько дней гостила у самой дочки с зятем, их младший сын сломал руку, едва ли не за день до планируемой поездки к бабе Кате. Из-за этого выезд отложился. 

Потом зятя резко направили в командировку. 

Так и не получилась встреча двух сестер... 

Сначала ушла баба Зурмаш - баба Катя. 

А Мария Ивановна Доржинова ушла снежным днем 12 марта 1984 года. 

*Так в преклонном возрасте ее старшая дочь говорила, Анна Алексеевна. И очень этим дорожила! 🙏🙏🙏

Маковский Константин (1839-1915). ДЕТИ, БЕГУЩИЕ ОТ ГРОЗЫ, 1872 год. Размер - 173,5 x 106,7. Материал - холст. Техника - масло
Маковский Константин (1839-1915). ДЕТИ, БЕГУЩИЕ ОТ ГРОЗЫ, 1872 год. Размер - 173,5 x 106,7. Материал - холст. Техника - масло

Ставшая учителем, Анна Алексеевна вспоминала часто, своим сыновьям рассказывала такую историю про свою маму и тетку Зурмаш - бабу Катю (об этом публиковал).

И также в интервью для Проекта Кембриджского университета «Калмыцкое культурное наследие (АВТОБИОГРАФИИ И ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ДРЕВА)» поделилась:

"Мама со своей старшей сестрой Екатериной у хозяев пасли коров. Хорошо помню, она всегда мне говорила. Есть картина «Дети, бегущие от грозы». Мне ее подарили родители учеников давным-давно еще. И вот она как увидела эту картину, говорит: "Ой, как она напоминает меня и мою сестру Зурмаш", ее по-калмыцки звали Зурмаш, ее сестру. Говорит: "Коров пасем, дождь начнется, особенно когда гроза, я уцеплюсь за нее. Она ж бегает, коров собирает. А я уцеплюсь за нее. Она кричит "Отпусти, коров надо собрать, а то нас хозяева ругать будут". А я не отпускаю ее". 

Она намного старше была мамы. И мама говорит: "Она тогда - что делать? Берет, сажает меня на плечи". И вот так вот она бегала, тетка Зурмаш, с мамой вместе, собирая коров. Это она всегда говорила: "Как она, эта картина, нас напоминает. Точно-как про нас написали".

Сколько их, простых калмыцких женщин - жен, матерей, бабушек, переживших лихолетья ХХ века: революцию, Гражданскую и Великую Отечественные войны, депортацию. Десятки тысяч. 

Мария Ивановна Доржинова - одна из них. И она одна такая! Потому что - моя бабушка. Как для каждого человека, роднее своего - нет. Моя калмыцкая бабушка🙏🙏🙏

Прости меня, баба Маня 🙏🙏🙏

За ту поломанную руку... 

За то что редко навещаю... 

#память #санл #Человек #семья #роднаякровь #кровьродная #кровьневода #МарияДоржинова #бабаМаня #жизнь #прости #япомню