Жизнь продолжает подкидывать поводы для размышлений. Вот и сегодня мне попалась коротенькая притча с глубоким смыслом. Предлагаю оценить ее вам.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
Вы знаете, у человека всегда есть выбор. Даже если все плохо, то можно пойти и изменить что-то, чтобы стало хорошо, либо продолжать оставаться на месте и жаловаться на судьбу, получая поддержку окружающих. И эта притча лишний раз доказывает эту простую истину.
В твоих руках находится власть над окружающим миром, особенно над существами, которые слабее тебя. И ради того, чтобы учитель оказался не прав, ученик был готов легко раздавить маленькую жизнь в своих ладонях. А зачем ему так подтасовывать правду? Все очень просто, ученик пытается показать своему учителю, что он дорос до него, что их силы и знания равны.
Читайте также: Притча "Хрупкие подарки". Комментарий психолога
Чем отличается подросток от взрослого?
По этому простому эпизоду мы можем многое сказать о героях этой притчи. Например, что ученик еще очень молод, скорее всего, он еще подросток и находится в эдипальном конфликте. Ведь именно в это время детям особенно важно доказать свою взрослость, способность решать и управлять. Они пытаются показать, что тоже чего-то могут и стоят, но, как в этой притче, пока за счет кого-то слабого. И в этом возрасте человек одновременно с тем учится беречь слабых, сдерживать свои желания, чтобы потом не было мучительно больно.
Этот этап перехода от ощущения власти к ощущению ответственности очень важен для взросления. Человек начинает понимать, что может дать что-то этому миру, а не только брать.
Читайте также: Притча "Два самурая". Комментарий психолога
При этом очень важным является понимание, что отдавать можно только от избытка. Не последнюю рубаху с себя, не отрывая от своей семьи, это как раз признак незрелой личности или личности с внутренним конфликтом. Зрелая гармоничная личность осознает свои ресурсы и возможность отдать часть в чью-то пользу, не ущемляя себя и своих близких. Причем речь здесь идет как о материальных вещах, деньгах, пище, так и об энергии, эмпатии, возможности поддержать, разделить горе и радость.
При этом человек выстраивает границы и не допускает, чтобы его ресурсами пользовались в то время, когда он не может ими делиться, иначе ему самому будет плохо. Он не позволяет себе истощаться.
О чем же эта притча?
Да все о том же. О той точке, которая сигнализирует, что пора остановиться и обратить внимание на себя. Можно привести в пример трудоголиков, которые буквально загоняют себя и уезжают на скорой прямо с рабочего места. Они считают, что в их руках сосредоточено больше, чем на самом деле, и что без них все рухнет. Они еще не научились доверять миру и пытаются ощутить свою власть над ситуацией, но на самом деле демонстрируют подростковую позицию и тратят ресурс, которого у них нет, что приводит к истощению.
Другой причиной такого поведения может быть желание доказать — я тоже есть! Желание ощутить себя живым и значимым. И это точка для ученика, которая дает ему пищу для размышлений.