Он ослушался Сталина и растратил огромную сумму казённых денег. За это ему грозил расстрел. Но вождь народа не просто не наказал, а выдал знаменитому конструктору 4 премии за его достижение. Что сделал Александр Микулин?
Начало карьеры
Он родился 2 февраля 1895. В 1912 юный Александр поступил в Политехнический институт в Киеве. Там он построил свой первый двигатель. Но денег для окончания учёбы не хватило. Пришлось бросить институт и пойти работать на завод.
Начал он со слесаря, а со временем стал начальником сборочного отделения. Предприятие выпускало моторы. За 2 года Микулин сумел встать на ноги и снова пойти учиться. На этот раз в Московский Технический Университет имени Баумана.
После окончания обучения он устроился работать в Научный автономный институт, где всего за 2 года стал главным конструктором. В 1936 перешёл в Авиамоторный завод имени Фрунзе. В 1939 Иосиф Сталин поставил задачу построить мощный двигатель для большой высоты.
Ослушался вождя
Александр Александрович принялся за работу. Но его профессиональное мнение не совпадало с мнением вождя. Конструктор считал, что нужно строить двигатель для малых и средних высот, но с большой мощностью.
С этой идеей Микулин выступал в разных инстанциях и дошёл до самого Сталина. На что тот ответил, чтобы он унял свой конструкторский зуд. Перед страной стояли другие задачи. Нужно было готовиться к войне, которуюне избежать.
Но Александр Александрович ослушался приказа и объявил своим подчинённым, что в рабочее время они будут заниматься высотным двигателем, а по вечерам строить двигатель для средних высот.
Собрали двигатель для высоты. Военные одобрили. Его взяли в применение для самолёта Ту-2. Серию выпустили небольшую. А затем немцы наступили на Москву. Завод пришлось срочно эвакуировать. Производство высотного агрегата так и не восстановилось.
Обнаружили дырку в бюджете
Подпольный двигатель вышел отличным. Советские конструктора даже переплюнули заграничных. В последующее время эти двигатели стали ставить на Ил-2.
Однако внеплановая разработка не прошла бесследно. Ревизоры обнаружили очень крупную недостачу. В бюджете, выделенном на конструирование высотного движка, не хватало 800 000 рублей. По тем временам это была баснословная сумма.
Микулин пытался списать расходы на разработку и испытания двигателя для высот. Но проверку было не обмануть. Они пересмотрели все документы и поняли, что деньги шли не туда, куда надо.
Микулину объявили выговор за растрату и самоуправство. Над ним повисла угроза расстрела.
Оценили изобретение
Александра Александровича срочно вызвали в Кремль и спросили, сколько ещё высотных движков может выпустить завод.
Авиаконструктор Ильюшин заявил, что эти движки недостаточно мощные. Для совершения манёвров и бомбардировок их недостаточно. И тут вступился Микулин. Он рассказал, что у него есть двигатель, работающий в 2 раза сильнее. Сталин недоумённо спросил, откуда тот его взял. Конструктор признался, что собрали его в свободное от работы время.
Вождь тут же запросил всю документацию и приказал выпустить двигатель в производство. А вместо наказания Александр Александрович получил 4 сталинских премии. Ведь если бы он отстроил себе дачу или купил волгу на казённые деньги, то его бы расстреляли. А он потратил почти миллион на благо страны.
Как вам история? Делитесь впечатлением в комментариях и ставьте лайк, если понравилась статья.