Почему в русских сказках так любят рубить головы?

1,1K прочитали

«Коли ты сумел достать жар-птицу, так достань же мне невесту: за тридевять земель, на самом краю света, где восходит красное солнышко, есть Василиса-царевна — ее-то мне и надобно. Достанешь — златом-серебром награжу, а не достанешь — то мой меч, твоя голова с плеч!»

Сказка «Жар-птица и Василиса-царевна», №169 сказка в сборнике Афанасьева.

В детстве подобные эпизоды в сказках изрядно меня удивляли. Ну зачем сразу голову рубить? Ну пусть бы поехал, попробовал достать; не получилось бы, другой бы поехал. А то сразу - голова с плеч. Зачем?

Долго этот мотив встречался мне только в русских сказках, и было даже предположение, что через жестокость царя этот эпизод отображает суровый характер нашего народа.

Но дело оказалось не в этом.

Для начала нужно сказать, что этот эпизод, фраза – это мотив. То есть часть сказки, часть сюжета, которая регулярно повторяется в разных сказках и всегда имеет одинаковое значение. Что такое сказочный мотив рассказывается здесь

Встречается этот мотив в разных сюжетах, но все эти сюжеты имеют важное сходство между собой, которое заключается в следующем: по своей воле или нет, но герой будет выполнять сложные задания, в случае невыполнения которых ему и грозит смерть; а в случае успешного выполнения - его ждет большая награда. Очень часто такой наградой будет царство или полцарства; иногда нет царства, но есть свадьба с царевной/королевной; иногда нет ни царства, ни свадьбы с царевной, но есть высокий чин и/или богатство для героя простого происхождения.

То есть перед нами варианты историй об очень значительном повышении социального статуса героя

Кадр из мультфильма Конёк-Горбунок
Кадр из мультфильма Конёк-Горбунок

Приведу несколько характерных вариантов сказок, содержащих этот мотив.

Афанасьев сказка 169 «Жар-птица и Василиса-царевна». Стрелец приносит царю перо жар-птицы. Царь требует от него под страхом смерти жар-птицу, а потом невесту. Герой все добывает. Вместо царя женится на добытой невесте, становится царём.

Афанасьев сказка 212 «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что». Король хочет жениться на жене-красавице стрельца Федота, чтобы избавиться от него, отправляет его под страхом смерти добывать всякие диковинки. Герой диковинки добывает, возвращается назад. Король погибает. Федот становится королём, а его жена королевой.

Братья Гримм сказка 133 «Истоптанные башмаки». Каждое утро король обнаруживал, что его дочери за ночь истаптывали башмаки. И объявил, что тот, кто разыщет, где они пляшут по ночам, возьмет себе в жены любую из них и будет королем после его смерти. А если кто возьмётся, но не сделает, тот поплатится за это головой. Солдат узнает, где бывают королевны, получает в жёны старшую дочь. Королевство обещано солдату по смерти короля.

Братья Гримм сказка 200 «Морская свинка». Жила-была королевна, которая из залы под крышей видела все, что делается в королевстве. И она объявила, что мужем ее станет тот, кто сумеет от нее спрятаться, а если «кто укрыться попытается, да будет ею разыскан, тому голову отрубят и на кол ее воткнут». Герою удаётся спрятаться от королевны, и он становится ее мужем и правителем той страны.

Английская сказка «Том-тит-тот». Мать рассказала королю, что ее дочь может выпрясть пять мотков пряжи в день, хотя это не правда. Король женится на девушке с условием, что через одиннадцать месяцев она должна будет прясть по пять мотков пряжи каждый день, а если она этого не сделает, то ей отрубят голову. Девушка соглашается, хотя вообще не умеет прясть. Когда приходит время прясть, маленький чёрный уродец предлагает ей свою помощь: он будет прясть за нее, за это она должна угадать его имя, а если она не угадает, то чёрный уродец унесет ее к себе. Она случайно узнает его имя и остается королевой.

Как уже стало понятно из приведённых примеров, этот мотив встречается не только в русских сказах, но и в европейских.

Этот мотив имеет два вида. Русская сказка любит показывать его колоритной фразой типа: «а не достанешь — то мой меч, твоя голова с плеч». Но не реже встречаются и варианты, когда самой фразы нет, но такое условие включено в сам сюжет сказки: за неудачную попытку выполнить задание героя ждет смерть. Например, как в немецкой сказке «Морская свинка»: «Жила-была на свете королевна… и объявила она во всеобщее сведение, что ее супругом мог бы быть только тот, кто бы сумел так укрыться от ее проницательного взора, чтобы она не могла его найти. А кто укрыться попытается, да будет ею разыскан, тому голову отрубят и на кол ее воткнут».

В европейских сказках чаще встречается второй вариант, поэтому в европейских сказках этот мотив менее заметен. И к тому же сами сюжеты о добыче невесты и большой награде редко относятся к культовым европейским сказкам. Таких сказок не мало, но они не относятся к самым известным европейским сказкам, и, соответственно, не часто попадаются на глаза.

В сборнике Афанасьева этот мотив встречается в сказках № 159, 169, 185, 199, 212, 214, 216, 222, 224, 239, 247, 322, 336, 337, 381, 389. В сборнике братьев Гримм в сказках 22, 71, 126, 133, 134, 200. В английской сказке Том-тит-тот. Во французской сказке Король Англии и его крестник. Это только те, которые мне встретились, наверняка их намного больше. То есть этот мотив встречается часто.

Во многих, но не во всех, из этих сказках герой получает царство или полцарства, то есть становится царём. Иногда получение царства героем не указывается, герой получает только невесту, но невеста эта «статусная». Иногда нет ни царства, ни невесты, но есть значительное повышение социального статуса: крестьянский сын/мужик/солдат становится генералом/министром/полковником и/или получает богатство.

Повторюсь, этот мотив сопровождает сюжеты, где герой достигает не просто успеха, а высокого социального статуса. При том что сам герой, или героиня, простого происхождения.

Этот мотив символизирует риск, с которым сталкивается человек на пути к большим достижениям. Если человек вступает на путь, ведущий к большим достижениям, то в случае успеха он получит многое, а в случае поражения - он может многое потерять. В сказке символически нам это показано через условие о казни за неудачу.

Таким образом этот мотив сопровождает сюжеты о больших достижениях героя. Он даже является своеобразным индикатором: если в начале сказки мы читаем, что герою за невыполнение задания обещано «голову с плеч», то с очень высокой долей вероятности мы можем предположить, что в конце герой получит очень-очень многое.

В этом и заключается смысл этого мотива. Сможешь – получишь полцарства, а не сможешь – голова с плеч.

Этот мотив, кстати, также является совершенно современным и актуальным: за попытку достичь несоизмеримо большего чем имеешь, можно заплатить и утратой того, что имел

Обращу внимание на еще одну очень любопытную закономерность. Есть большая группа сказок, где герой женится на царевне/принцессе после того, как он ее спасает от змея/вихря и других злодеев. В таких сюжетах обязательно есть бой: герой-жених сражается с антагонистом, побеждает его в бою, убивает, освобождает девушку. Эта девушка имеет высокий статус, и с ней герою дают царство или полцарства в награду за его подвиг. Так вот в сказках, где герой сражается со змеем, или иным злодеем, никогда не будет отдельно сказано, что в случае неудачи его ждёт «голова с плеч»; и в сюжете не будет указано, что кто пойдет со змеем сражаться и не победит – тому голова с плеч. По той простой причине что сам сюжет содержит это условие: если герой выйдет на битву со змеем и проиграет - он будет убит змеем.

Но во многих других сказках для свадьбы со статусной невестой нужно выполнить абстрактное задание: спрятаться от нее, отгадать ее загадки, вырубить весь лес, вычерпать кружкой озеро и т.д. И вот в таких-то сказках и прописывается отдельно, что герой, пытаясь выполнить задание, рискует жизнью. Либо фразой как в русских сказках, либо это прописано в сюжете: кто объявит себя женихом, но не отгадает загадки – тому отрубят голову. Битва со змеем по умолчанию включает в себя риск быть убитым, если героя постигнет неудача. Отгадывание загадок само по себе не содержит никого риска для жизни, и этот риск вводится в сказку отдельным элементом – яркой фразой или дополнительным условием. Иначе мотив не будет цельным, не сохранится его изначальный смысл: возможность большого достижения неминуемо несет серьезные риски; выиграешь – получишь царевну и полцарства; проиграешь – потеряешь голову.

В следующей статье поговорим о сказке "Курочка Ряба"