Найти в Дзене
странные размышления

Курочка Ряба – золотого яичка не было

В сборнике народных сказок Афанасьева, который является лучшим из всех сборников, привычной нам сказки «Курочка Ряба» нет. Под номерами 70 и 71 там идут два варианта сказки под названьем «Курочка». Начало похоже на привычную нам сказку, но конец сказки совершенно иной: от разбитого яичка начинается коллапс местного масштаба. Сказка, которую мы знаем, это авторская обработка К. Ушинского. Напомню всем известную сказку «Курочка Ряда»: Жили себе дед да баба,
И была у них Курочка Ряба.
Снесла курочка яичко:
Яичко не простое,
Золотое.
Дед бил, бил – Не разбил;
Баба била, била – Не разбила.
Мышка бежала,
Хвостиком махнула:
Яичко упало
И разбилось.
Дед и баба плачут;
Курочка кудахчет:
– Не плачь, дед, не плачь, баба.
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое – простое. В таком виде сказка и печатается в книгах для детей. Но, как вы уже поняли, это авторская сказка по мотивам народной сказки. Ну а что же народный вариант? Народные варианты сказки «Курочка Ряба». Сказка «Курочка», №70
Оглавление

В сборнике народных сказок Афанасьева, который является лучшим из всех сборников, привычной нам сказки «Курочка Ряба» нет. Под номерами 70 и 71 там идут два варианта сказки под названьем «Курочка». Начало похоже на привычную нам сказку, но конец сказки совершенно иной: от разбитого яичка начинается коллапс местного масштаба.

Сказка, которую мы знаем, это авторская обработка К. Ушинского. Напомню всем известную сказку «Курочка Ряда»:

Жили себе дед да баба,
И была у них Курочка Ряба.
Снесла курочка яичко:
Яичко не простое,
Золотое.
Дед бил, бил – Не разбил;
Баба била, била – Не разбила.
Мышка бежала,
Хвостиком махнула:
Яичко упало
И разбилось.
Дед и баба плачут;
Курочка кудахчет:
– Не плачь, дед, не плачь, баба.
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое – простое.

В таком виде сказка и печатается в книгах для детей. Но, как вы уже поняли, это авторская сказка по мотивам народной сказки.

Ну а что же народный вариант?

Народные варианты сказки «Курочка Ряба».

Сказка «Курочка», №70 в сборнике Афанасьева:

«Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Идет просвирня, спрашивает: что они так плачут? Старики начали пересказывать: «Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась». Просвирня как услыхала — все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала? Она пересказала ему все горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола. Идет поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал все горе попу, а поп побежал, все книги изорвал»

Сказка «Курочка», №71 в сборнике Афанасьева:

Как у нашей бабушки в задворенке
Была курочка-рябушечка;
Посадила курочка яичушко,
С полки на полку,
В осиновое дупёлко,
В кут под лавку.
Мышка бежала,
Хвостом вернула —
Яичко приломала!
Об этом яичке строй стал плакать,
Баба рыдать, вереи 3 хохотать,
Курицы летать, ворота скрипеть;
Сор под порогом закурился,
Двери побутусились, тын рассыпался;
Поповы дочери шли с водою,
Ушат приломали,
Попадье сказали:
«Ничего ты не знаешь, матушка!
Ведь у бабушки в задворенке
Была курочка-рябушечка;
Посадила курочка яичушко,
С полки на полку,
В осиновое дупёлко,
В кут под лавку.
Мышка бежала,
Хвостом вернула —
Яичко приломала!
Об этом яичке строй стал плакать,
Баба рыдать, вереи хохотать.
Курицы летать, ворота скрипеть,
Сор под порогом закурился,
Двери побутусились, тын рассыпался;
Мы шли с водою — ушат приломали!»
Попадья квашню месила —
Все тесто по полу разметала;
Пошла в церковь, попу сказала:
«Ничего ты не знаешь...
Ведь у бабушки в задворенке
(Снова повторяется тот же рассказ.)
...............................тын рассыпался;
Наши дочери шли с водой —
Ушат приломали, мне сказали;
Я тесто месила —
Все тесто разметала!»
Поп стал книгу рвать —
Всю по полу разметал!

В сюжете отличия есть, а суть одинаковая в обоих вариантах: коллапс местного масштаба начинается с несущественного события – разбитого яичка.

Конечно, такая сказка ставит в некоторый ступор: от разбитого яичка тын рассыпался, ушаты поломали, книги порвали, внучка удавилась… Что это? К чему это?

Ответ на этот вопрос кроется в самом явлении кумулятивной сказки, одной из которых и является сказка Курочка в народном варианте.

Кумулятивные (от позднелат. cumulatio — скопление) сказки — это вид сказок, в которых на каждом витке повествования к тексту добавляются новые элементы, увеличивая повторяемую часть. К кумулятивным сказкам относится Репка, Колобок, Теремок, Рукавичка, Петушок и бобовое зёрнышко.

Например:

Позвала бабка внучку: внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала внучка Жучку: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут!

За такого рада накапливающуюся, увеличивающуюся часть такие сказки и назвали кумулятивными. Хотя более правильно было бы называть такие сказки формульными, такой термин тоже используется, потому что не всегда речь идёт об увеличении витка повествования, но всегда и текст, и сюжет построены по определенной формуле.

Кумулятивных сказок не мало, и они весьма специфичны. Для очень многих из них в народных записях характерно отсутствие счастливого конца. Мы обычно знаем варианты со счастливым концом, но это уже авторские обработки.

Каждая сказка по отдельности ставит нас в тупик, что за смысл может быть у истории, где животные живут в рукавице, или деревня почти разрушилась от разбитого яичка. Также эти сказки интуитивно очень близки абсурдным текстам: колобки бегают по лесу, мухи живут в теремах, а звери в рукавичке, репки вырастают до немыслимых размеров.

Но если охватить умом все основные кумулятивные сказки, то сразу становится понятно, что нам описаны некоторые базовые закономерности развития событий.

Иллюстрация к сказке Е.Н.Трошина-Дейнеко
Иллюстрация к сказке Е.Н.Трошина-Дейнеко

Репка.

Сказка построена таким образом, что чтобы получить нужный результат на каждом витке добавляется еще один герой. То есть некоторое большое дело, которое является непосильным для одного, двух, трёх участников, оказывается вполне посильным для большей группы людей. Нам показана закономерность, что для получения результата, который невозможно получить сразу, нужно увеличить усилия. В этом варианте увеличение усилий показано через привлечение большего количества участников.

Эта сказка и в народной записи имеет благополучный исход.

Колобок.

Сказка построена таким образом, что колобок из опасных ситуаций спасается хитростью: пока хищники слушают его песенку, он убегает. Но попадается лиса, которая хитрее колобка. Да и колобок к моменту их встречи чрезмерно самоуверен. Встретив лису, колобок поёт: «У тебя, лиса, и подавно уйду!». Вот этого «подавно» не было ни с медведем, ни с волком, ни с зайцем. Погибель настигает колобка тогда, когда у него появляется чрезмерная самоуверенность. От других зверей колобок удирал поскорее, но став самоуверенным он без страха садится лисе на мордочку. Тут его и съедают. Чрезмерная самоуверенность губит героя.

Общеизвестный вариант сказки соответствует народному.

Теремок.

Сказка построена таким образом, что в домик постоянно добавляется еще один житель. Добавляется до тех пор, пока не приходит медведь и не раздавливает этот домик. Каждая модель существования имеет свой лимит развития. Приходит момент, когда в домик уже никто больше не заселится. Приходит момент, когда существовавшая ранее модель может быть только разрушена.

В народных записях медведь раздавливает Теремок (в трёх вариантах три разные места для жизни: теремок; потерянный человеком кувшин; лошадиная голова), но во всех случаях медведь раздавливает этот домик. В двух вариантах отчётливо указано, что раздавливает вместе с жителями. В авторских обработках звери разбегаются, а в некоторых указано, что тут же начинается строительство нового теремка. Оба этих варианта окончания можно считать позитивными: какой-то этап/цикл окончен, но жизнь продолжается.

Курочка.

Сказка построена таким образом, что от несущественного события, разбитого яичка, начинаются серьезные разрушительные последствия. При этом в сказке нам так и показано, что нет никакой реальной причины для этих разрушительных событий, кроме, скажем так, социальной истерии. Не разбитое яичко само по себе приводит к разрушенному забору, поломанным ушатам и порванным книгам, а именно люди, которые всё это и совершают.

Ну а смысл привычной нам вариации сказки «Курочка Ряба» в том, чтобы негативный сценарий из народной сказки поменять на позитивный: разбилось яичко, неприятность конечно, но курочка новое снесёт.

Сказки похожие на нашу сказку «Курочка Ряба» мне не известны. Но есть весьма любопытные европейские варианты. На первый взгляд сказки не похожи на нашу «Курочку», но в смысловой части очень близки. И там также отчетливо видно, что причина разрушительных последствий заключается не в изначальном событии, а именно в действиях людей.

О них поговорим в следующей статье здесь.

Очевидно, что видоизменение сюжета с плохого конца на хороший при авторских обработках вышеперечисленных сказок, показывают нам, что возобладает представление, утверждается истина, что не обстоятельства управляют человеком, а человек обстоятельствами.