Начну с того, что 2024-й год ознаменован выборами глав двух сверхдержав. В Российской Федерации президентские выборы состоятся 15-17 марта... В Соединённых Штатах Америки вопрос, кто займёт главное кресло в Белом Доме, планируется разрешить 5 ноября... В январе и феврале прошли первый и второй тур выборов на пост президента Финляндии... Второй месяц 2024 г. стал рестартом на следующий срок работы главой государства для президента Азербайджана... Весной в Словакии будут избирать главу государства...
Казалось бы, в Турецкой Республике пора напряжённой, предельно активной выборной борьбы миновала в прошлом году, когда по результатам второго тура, наконец, определился лидер: Реджеп Тайип Эрдоган остался на посту во главе ТР, вновь прошёл инаугурацию и ныне эффективно работает президентом.
Парламентские выборы (какие партии и сколько представителей от них будут представлены в главном законодательном органе страны) тоже окончились к середине прошлого, 23-го года.
И вот! В 2024-м году снова выборы!
31 марта в Турецкой Республике состоятся выборы в органы местного управления.
Причём, разом по всей стране в этот день будут избраны (где-то, возможно, переизбраны) мэры каждого турецкого города: и областных центров (их в республике 81, называются они провинциями), и районных центров (их в Турции очень много, как минимум, по дюжине в каждой области).
Например, Анталия- это областной центр (il), а Алания - райцентр (ilçe), входящий в Анталийскую провинцию. В городе Анталья сейчас муниципалитет возглавляет г-н Бёджек. В Аланье мэром служит г-н Юджель.
Кроме того, состоятся выборы глав городских микрорайонов и сельских поселений (так называемых muhtar-ов).
На каждый пост претендует несколько кандидатов.
За каждый пост в органы местной власти, не зависимо от уровня управленческого звена, уже больше месяца идёт предвыборная борьба.
Разумеется, демократическими, цивилизованными методами.
Предвыборная кампания началась за 2 месяца до непосредственной даты выборов.
Надо сказать, что первыми дали заявить о себе кандидатам, которые представляют оппозиционные к действующей мэрской власти силы, то есть не являются действующими главами городов, поселений сейчас.
Так, если главный стамбульский управленец Экрем Имамоглу принадлежит CHP ("Республиканской народной партии"), то в начале избирательной кампании больше было слышно и видно его главного конкурента на пост мэра - Мурата Курума - молодого кандидата от AKP ("Партии справедливости и развития", сейчас главной партии в Турции), который уже в первых числах февраля '24 моментально, очень убедительно включился в борьбу за ответственный пост: собирал многолюдные митинги, произносил посредством телевещания широко анонсируемые многочисленными проправительственными СМИ речи, появлялся в роликах социальной и политической рекламы...
Если же, например, в Алании действующий мэр является членом MHP, которая давно сколлаборировалась с AKP, то с начала выборов более активно в предвыборную кампанию включились кандидаты от оппозиционных сил (Iyi Parti, CHP и др.). По всему городу были расставлены стенды, с которых сотрудники штаба CHP раздавали листовки с информацией об их кандидате на должность мэра. Кандидат от IYI Parti лично "выходил в народ": был замечен в сопровождении сопартийцев в оживленный торговый день на центральном базаре, где общался с продавцами и покупателями...
Была свидетельницей события, взяла информационную листовку.
Мало знакомый жителям нашего микрорайона новый кандидат на должность районного "мухтара" разослал всей округе подарки.
Так в начале февраля я, как и все соседи, обнаружила у своей двери именную (с именем кандидата) сумку, в которой находились полезные для дома вещи - все с именем кандидата- и листовка с биографией, достижениями и планами претендента на гос.пост.
По городам и весям стали разъезжать автобусы, микро-автобусы, автомобили, оформленные портретами кандидатов.
Часто на автобусах изображают и лидера партии, от которой тот или иной кандидат выдвинут. Сразу становится понятно, каких новое лицо на политической арене взглядов и устремлений. Да и авторитет "большого брата" срабатывает.
Итак, во время предвыборной кампании улицы городов заполнил разнокалиберный транспорт с изображениями кандидатов. Цель - так сказать, "примелькаться", чтобы лица и имена стали узнаваемыми.
Некоторые кандидаты даже рассылали СМС на личные номера граждан, называясь и, например, приглашая на встречу или поздравляя с каким-нибудь праздником.
В феврале было несколько "кандилей" - важных для мусульман религиозных событий.
Таким образом, у мало знакомых людям политиков и чиновников была возможность представиться, рассказать о себе, своих взглядах и программах. И они с успехом привлекали к себе внимание.
Весь февраль '24 граждане страны наблюдали примеры неравнодушного отношения к степени их информированности, к их мнениям, к их голосам. Было много различных предвыборных акций, инициированных предвыборными штабами разных кандидатов.
Поначалу, честно говоря, можно было легко запутаться и "заблудиться" в красочном изобилии портретов и имён.
Представляете, сколько в стране сейчас кандидатов на разные важные управленческие должности!
Но информационная атака, кажется, возымела действие, и к этому времени уже лучше ориентируешься и в турецких партиях, и в людях, их представляющих, и в кандидатах, и в перспективах развития ТР, даже в географии Турции лучше ориентируешься.
Ко второй половине февраля активизировались действующие мэры, если они вновь выдвигаются.
У действующих мэров есть преимущества (муниципальные ресурсы, например, "свои" баннеры) и, конечно, перечень уже воплощенных в жизнь проектов, а также повсеместная, (почти) всем и каждому, известность.
В конце февраля в ход пошла тяжёлая пропаганд-артиллерия.
В Турции так интересно сложилось, что у руля государства уже много лет стоит Ak Parti, а главы многих городов являются приверженцами оппозиционных партий. Так обстоят дела даже в Стамбуле (самом большом турецком городе), в Анкаре
(столице ТР) и в Анталии (столице турецкого туризма). Демократия, однако!
Как проголосовали избиратели 5 лет назад на прошлых мэрских выборах - так оно и реализовалось: персоны, получившие большинство голосов, не зависимо от их партийной принадлежности, служат на высокопоставленных должностях, руководя крупными и малыми турецкими населёнными пунктами.
Эрдогановская "Партия справедливости и развития" в этом году поставила задачей N1 сделать мэрами, прежде всего, крупных городов Аk-партийцев.
Президент Турецкой Республики отмечал 70-летний юбилей (26.02), не отрываясь от должностных обязанностей, отправясь с политико-агитационным, презентационным туром по стране. Уже посетил Сакарью, Конью, Сивас, Малатью, Анталью... Главная цель - представление кандидатов от АКР, как на пост мэров больших городов, так и райцентров.
Вообще небезынтересно смотреть репортажи о таких президентских визитах. Обставлено всё, как шоу: лидер называет имена и названия населённых пунктов - из дверцы в декорациях сцены выходят радостные кандидаты. Все присутствующие на сцене берутся за руки, торжественно поднимают их. Толпа зрителей-сторонников ликует, размахивая флагами, партийной символикой и портретами президента или какого-либо кандидата. Конечно, это и привлечение внимания обывателя к выборам, мотивировка занять активную избирательскую позицию, знать "своих" кандидатов и "правильно" проголосовать.
Мне нравится порой смотреть трансляции эрдогановского тура, потому что рассказывают в том числе и о регионах: есть возможность лучше узнать географию и современное социально-экономическое развитие разных турецких провинций.
Оппозиционные к правящей в стране партии силы тоже не дремлют: проиграв президентские выборы, сейчас ставят целью получить как можно больше влиятельных постов "на местах". Лидеры партий также приезжают в регионы поддержать своих кандидатов на пост мэра.
Так что интерес у всех есть, интрига держится, силы не уступают друг другу. Но повторюсь, борьба идёт в риторическом ключе. Всё культурно. Есть конструктивная критика конкурентов. Откровенной ругани, каких-то драк, нападений и подобных нелицеприятных проявлений, к счастью, нет.
К концу февраля предвыборная гонка набрала обороты, и вот, кажется, вся страна вовлечена в процесс.
Действующий мэр Стамбула демонстративно открывает дешёвое, бюджетное кафе (Kent) и даже сам стоит на раздаче, проявляя близость к электорату... Малоимущие люди с радостью получают обед...
Из громкоговорителей движущегося кандидатского транспорта слышны бодрые песни, часто специально сочинённые к выборам, приглашения прийти на собрание или просто слова приветствия. Для хорошего настроения граждан и чтобы напомнить о себе.
Так, на днях главный аланийский чиновник курсировал на автобусе, украшенном портретом президента, по торговой части города, махал рукой, улыбался, прикладывал руку к сердцу в знак искренности, а из громкоговорителей неслось: "Хороших продаж. Удачного торгового дня,"- и другие актуальные для целевой аудитории пожелания...
Так что, в Турции идёт яркая, звучная, пытающаяся "достучаться" до каждого избирателя предвыборная кампания претендентов на должности в органы местного управления: муниципалитетов и сельских управ. Проявляется это и в визуальном плане, и в звуковом, и в вещественном (листовки, брошюры, сувениры-подарки, благотворительные угощения и др.), и в призывах принять участие в какой-нибудь встрече с кандидатом и т.п..
Февраль в Турции не прошёл в зимней спячке, благодаря различным агитационным акциям, когда политики и чиновники своей активностью и азартом будто пытались расшевелить простой люд, будто даже повеселить народ и уж точно понравиться избирателям, вселить какую-то надежду. Сейчас, в начале марта, предвыборная кампания всё больше набирает обороты, становится всё интересней. Впереди, до выборов, ещё 4 недели: то ли мы ещё увидим!
Вместе в тем, Турция остаётся безопасной. Гражданских столкновений никто не провоцирует. Беспорядков нет. Народ спокоен. На всех митингах дежурит большой штат полиции, жандармерии, не говоря уже о частной охране, прикреплённой к политикам.
Желаю всем правильной власти, которая сделает лучше, а не навредит. А ещё чтобы любой ваш выбор приводил на верный путь.