Вероятно, только американцы определенного возраста помнят времена, когда Volkswagen Beetle был самым продаваемым импортным автомобилем в Соединенных Штатах, а самым модным автомобилем на концерте Grateful Dead был микроавтобус Volkswagen.
Volkswagen пытается использовать часть этой ностальгии в своем последнем стремлении вернуть статус и продажи, которыми он пользовался в Соединенных Штатах во времена расцвета Beetle и Microbus в 1960-х годах. Но на этот раз компания надеется, что ее топовые модели будут электрическими.
Немецкий автопроизводитель уступает в мире только Toyota, но является нишевым игроком в Соединенных Штатах. Частью его плана по восстановлению своего состояния здесь является использование новой электрической модели, напоминающей микроавтобус ID.Buzz, и возрождение бренда Scout с помощью линейки электрических пикапов и спортивных внедорожников.
На прошлой неделе, когда гигантские землеройные машины поднимали облака пыли, руководители Volkswagen и местные чиновники собрались недалеко от Колумбии, Южная Каролина, чтобы торжественно открыть площадку завода, который впервые с 1980 года будет производить автомобили со значком скаута.
Volkswagen - один из нескольких иностранных автопроизводителей, которые рассматривают электромобили и потрясения, которые они вызывают, как способ бросить вызов доминирующим игрокам в Соединенных Штатах. Volkswagen, которому также принадлежат Audi, Porsche, Bentley и Lamborghini, стремится как минимум удвоить свою долю рынка в Соединенных Штатах к концу десятилетия с мизерных 4 процентов сейчас.
“Этот рынок становится электрическим, и все начинают с нуля”, - сказал в интервью финансовый директор Volkswagen Арно Антлитц. “Это наша уникальная возможность расти”.
Электромобили уже потрясли отраслевые рейтинги, придавая смелости Volkswagen и другим иностранным автопроизводителям. Автомобили на батарейках и седаны помогли Hyundai Motor и ее дочернему бренду Kia обогнать Stellantis, производителя Jeep, Dodge, Chrysler и Ram, и занять четвертое место по объему продаж в Соединенных Штатах в прошлом году.
“Электромобили помогают нашему бренду считаться технологическим лидером”, - сказал Хосе Муньос, главный операционный директор Hyundai. Они также привлекают более образованных и состоятельных покупателей, чем бензиновые автомобили южнокорейской компании, сказал он в интервью.
Список компаний, которые доминируют в продажах электромобилей, сильно отличается от рейтинга лидеров по общим продажам в США, что намекает на будущее, когда у руля будет другая группа компаний.
В пятерку крупнейших компаний США по производству двигателей всех типов входят General Motors, Toyota, Ford Motor, Hyundai и Stellantis. Среди электромобилей Tesla занимает первое место с большим отрывом, за ней следуют Hyundai, G.M., Ford и Volkswagen. Toyota - второстепенный игрок на рынке электромобилей.
Рост популярности электромобилей
Ставка на ностальгию: Volkswagen пытается вернуть статус и продажи, которыми он пользовался в Соединенных Штатах в 1960-х годах, с помощью электромобилей, которые отсылают к некоторым популярным моделям времен своего расцвета.
Многообещающий и пугающий: в Мичигане, штате, где идет президентская битва, электромобили становятся спорной частью экономического будущего: является ли переход на такие автомобили новым источником динамизма и повышения зарплаты или очередной причиной для беспокойства о судьбе американских заводских рабочих?
Китайский убийца Tesla: По данным BYD, китайская компания по производству электромобилей превзошла Tesla по мировым продажам полностью электрических автомобилей и продолжает расти. Вот что стоит за его успехом.
Теряет блеск: электрический пикап Ford F-150 Lightning когда-то пользовался большим спросом. Но некоторые покупатели заявили, что это не оправдало ожиданий, а Ford сократил свои производственные планы из-за отставания продаж.
То, что вы работаете на рынке 120 лет, еще не означает, что у вас что-то получится на этом новом рынке”, сказал Стивен Сентер, главный операционный директор Kia America.
Volvo Cars - еще одна компания, которая надеется воспользоваться преимуществами изменений, вызванных появлением электромобилей. Шведский автопроизводитель, контрольный пакет акций которого принадлежит китайской Geely Holding Group, сообщил о 26-процентном увеличении продаж в США в прошлом году.
Большая часть этого роста пришлась на гибриды с бензиновым двигателем, которые могут преодолевать меньшие расстояния на батарейках. Но Майк Коттон, президент Volvo Car в Соединенных Штатах и Канаде, сказал, что он рассматривает гибриды как путь к полностью электрическим автомобилям.
Позже в этом году Volvo начнет продажи полностью электрического компактного внедорожника EX30 китайского производства, стоимость которого будет начинаться с 35 000 долларов. Компания также начнет поставки EX90, семиместного внедорожника, который производится в Южной Каролине и будет стоить около 80 000 долларов.
По словам г-на Коттона, “в сегменте электромобилей в ближайшие несколько лет есть много возможностей для роста, особенно для покупателей автомобилей класса люкс”.
С 1970-х годов Volkswagen безуспешно пытался расширить свое присутствие в Соединенных Штатах, и аналитики скептически относятся к тому, что на этот раз все будет по-другому. “Я уже видела, как Volkswagen ставил перед собой такие цели”, - сказала Мишель Кребс, исполнительный аналитик Cox Automotive.
Известные автопроизводители не будут слабаками. G.M. и Ford также вкладывают значительные средства в электромобили, в то время как Toyota заявила, что в следующем году начнет производство крупного электромобиля S.U.V. в Кентукки.
Г-жа Кребс отметила, что продажи автомобилей в США растут медленно, что делает борьбу за долю рынка в значительной степени игрой с нулевой суммой. “Есть небольшой рост, к которому все стремятся”, - сказала она.
Последний крупный шаг Volkswagen в Соединенных Штатах закончился скандалом. В начале 2000-х компания пыталась продать американцам автомобили с “чистыми дизельными” двигателями. Компания рекламировала топливо, которое используется в европейских легковых автомобилях гораздо чаще, чем в американских, как более экологически чистое, чем бензин.
Но кампания потерпела крах в 2015 году, когда регулирующие органы США обнаружили, что Volkswagen использовал программное обеспечение в автомобилях, чтобы обмануть тесты на выбросы. На самом деле автомобили загрязняли окружающую среду не меньше, чем дальнобойщики.
Скандал принес Volkswagen одно преимущество. Он побудил компанию на раннем этапе инвестировать в технологии электромобилей и создавать автомобили, которые с нуля проектировались для работы от аккумуляторов, а не вносить неудобные модификации в бензиновые модели. По данным Schmidt Automotive Research, в Европе различные электрические бренды Volkswagen вместе превосходят Tesla по продажам.
Человеком, ответственным за удвоение продаж Volkswagen в Соединенных Штатах, является Пабло Ди Си, президент Volkswagen Group of America. Г-н Ди Си, родом из Аргентины, сказал, что планирует использовать ту же стратегию, которую он применял, руководя операциями компании в Бразилии, где рыночная доля Volkswagen выросла с 9% до более чем 16%.
“Посмотрите на сегменты, которые, по вашему мнению, будут успешными через 10 лет”, - сказал г-н Ди Си в интервью. “Каковы ваши пробелы в продуктовом портфеле? А затем вы начинаете добавлять продукты для этих конкретных рынков ”.
В Соединенных Штатах, по его словам, это, вероятно, будут бензиновые автомобили и гибриды, а также полностью электрические транспортные средства. Volkswagen планирует импортировать электрический седан ID.7 и ID.Buzz. Г-н Ди Си намекнул, что также может появиться новый электромобиль, дизайн которого напоминает Beetle. Последней версией этого автомобиля, проданной в Соединенных Штатах, был Beetle 2019 года выпуска.
Volkswagen строит завод стоимостью 5 миллиардов долларов в Онтарио для поставок аккумуляторов на свои заводы в Чаттануге, штат Теннесси, и Пуэбле, Мексика, которые вместе будут производить не менее 80 процентов автомобилей компании, продаваемых в Северной Америке. Это поможет покупателям автомобилей Volkswagen, Audi и других брендов компании претендовать на федеральные налоговые льготы в размере до 7500 долларов за машину.
Scout восполнит существенный пробел в портфеле Volkswagen: пикапы, одни из самых популярных автомобилей в Соединенных Штатах. Возрождая Scout, который был одним из первых легковых автомобилей, способных передвигаться по неровным грунтовым дорогам, а также по городским улицам, Volkswagen надеется привлечь покупателей, которые обычно покупают внедорожные автомобили таких американских брендов, как Chevrolet, Ford и Jeep.
Завод в Южной Каролине подчеркнет атмосферу "сделано в Америке", когда первые Scouts поступят в продажу в конце 2026 года. Volkswagen унаследовал бренд Scout, когда дочерняя компания Traton, занимающаяся грузовыми перевозками, приобрела Navistar, американскую компанию, ранее известную как International Harvester, в 2021 году.
По словам руководителей компании, новые Scouts могут позаимствовать некоторые детали, используемые в других автомобилях Volkswagen, но дизайн будет отличаться от существующих автомобилей, таких как electric ID.4 S.U.V., произведенных в Чаттануге. Scout планирует представить прототипы в этом году.
Усиление присутствия в Соединенных Штатах является “стратегической необходимостью”, заявил на прошлой неделе в Южной Каролине Скотт Киф, исполнительный директор подразделения Volkswagen Scout Motors.
За пределами Соединенных Штатов Volkswagen является гигантом, на долю которого приходится 26% европейского рынка и 15% китайского. Но компания испытывает серьезное давление в Китае, где продажи электромобилей растут быстрыми темпами, что позволяет BYD и другим китайским автопроизводителям отвоевывать долю рынка у иностранных автопроизводителей. Volkswagen нуждается в росте в Соединенных Штатах, чтобы компенсировать это.
Volkswagen “хочет иметь сильное глобальное присутствие, - сказал г-н Кеог, “ а не изолированное присутствие, когда компания сосредоточена только в одном регионе”.