В конце марта 2013 году умерла Ивонн Брилл – выдающийся математик, химик и инженер ракетостроения – женщина, гениальность которой до сих пор позволяет ученым совершенствовать спутники и запускать ракеты.
Спустя 2 дня после ее смерти издание Таймс выпустит некролог, который открывает фраза:
«Она готовила бефстроганов, следовала за мужем с работы на работу и взяла отпуск на восемь лет, чтобы вырастить троих детей.
Но Ивонн Брилл […] также была блестящим ученым-ракетчиком, которая в начале 1970-х годов изобрела двигательную установку, помогающую спутникам связи не соскальзывать со своих орбит.». Общественность возмутилась такому неуместному противопоставлению: «готовила бефстроганов, но также делала ракеты».
Открыли бы некролог о гениальном мужчине подобными фразами?
Эта статья о потрясающей женщине-ученом Ивонне Брилл, которая оставила свой след в истории ракетостроения.
Жизнь гения
Ивонн Брилл была канадкой в первом поколении: она родилась в 1924 году в семье мигрантов из Бельгии. Она выпустилась из местной школы, и первая в своей семье поступила, хотя и не сразу, в колледж – университет Манитобы, который она окончила в 1945 году не то что с отличием – девушка была признана лучшей на потоке.
Ее учёба не ограничилась получением степени бакалавра химии и математики: Ивонн продолжила обучение в Университете Южной Калифорнии. Она посещала вечерние занятия, завершилось обучение поучение степени магистра.
Как можно понять из биографии женщины, инженерского образования у нее не было, хотя научные достижения в области ракетостроения вроде как предполагали его наличия. В 2010 году Брилл прокомментирует «Тогда ни у кого не было нужного образования, так что это не имело значения. […] У меня не было инженерного образования, а у инженеров не было химии и математики».
Время шло против женщин
Ивонн Брилл восхищалась историями гениальных женщин в науке. Особенно ее вдохновляла первая женщина-лётчик, в одиночку перелетевшая Атлантический океан, – Амелия Эрхарт.
Воодушевленная, Ивонн решилась поступить в университет. Отец ее отговаривал. Он считал, что гораздо разумнее будет открыть небольшой магазинчик в родном городе. Но девушка была серьезно намерена получать высшее образование: она подаёт документы на инженерскую специальность и получает отказ. Причина: нет условий (читать, как «не место») для обучения студентов женского пола. Ивонн это если и расстроило, то точно не сломило: она заявляется на химико-математический факультет. Дальше – Вы знаете.
Почему в 20 веке женщины США не могли получить инженерское образование? На самом деле, они могли. В 1924 году появились первые специалистки в области инженерии, хотя это и считалось диковиной. Далеко не все университеты вели набор на инженерские программы для женщин, предлагая им обучиться, например, на биологов или химиков.
Во времена Второй мировой войны остро возникла нехватка инженерных умов в связи с призывом мужчин на фронт. Именно тогда повсеместно двери учебных заведений стали открываться и для женщин.
Однако, к ракетостроению женщин еще долго не подпускали. В 1990 году Брилл расскажет в интервью, почему она решилась быть первой в этой отрасли: «Я считала, что они не будут изобретать правила для дискриминации одного человека».
Работа и достижения
Одновременно с прослушиванием лекций в Калифорнийском университете, Ивонн устраивается в аэрокосмическую компанию Douglas Aircraft. Здесь она начинает работу с ракетным топливом и топливными системами – совершенствует их. Это приводит к первому успешному испытанию воздушно-реактивных двигателей.
Позже Брилл начинает работу над проектом исследовательского центра RAND. В основу ее деятельности лёг расчёт траектории первых американских спутников.
Работа ненадолго приостанавливается – начинается семейная жизнь и череда переездов.
После этого женщина возвращается к работе, уже в ракетном подразделении RCA Astro – крупной компании по производству электроники. Здесь Ивонн разрабатывает концепцию нового ракетного двигателя – электротермический гидразиновый двигатель. Работа такого устройства осуществлялась за счет использования электричества для нагрева нереактивной жидкости – гидразина или аммиака.
Область применения таких двигателей – геосинхронные спутники. Они не должны менять своего положения относительно Земли, т.е. должны оставаться на своей орбите. До этого использовалось твердое топливо – оно было тяжелым и сокращало срок службы спутников.
Ракетные двигатели на гидразине в 1983 году стали стандартом в отрасли и до сих пор остаются.
При чём тут бефстроганов?
Где-то между спутниковым проектом и разработкой нового ракетного двигателя Ивонн познакомилась со своим мужем – Уилльямом Бриллом. Он работал также в RAND, химиком-исследователем. Познакомилась пара на выступлении Лайнуса Полинга – выдающегося химика, обладателя двух Нобелевских премий.
Уилльям и Ивонн протанцевали весь вечер, а после оба признали, что кадриль им не близка. С тех пор они стали неразлучны.
После свадьбы пара переехала в Коннектикут. Уилльям устраивался на работу, а Ивонн была рядом с ним. После этого были еще переезды. Женщина вскоре начала подрабатывать в компании FMC – здесь производили инсектициды, здесь же работал и Вилльям. Она выходила на неполный рабочий день – Ивонн не могла оставить без присмотра троих детей, которые у пары родились вскоре после женитьбы.
В 1966 она вернулась на полный рабочий день в RCA.
Так при чём здесь бефстроганов?
Автор некролога, который вышел в газете «The New York Times» вскоре после смерти выдающейся женщины-ученого Ивонн Брилл, решил начать перечисление ее достижений в области ракетостроения с упоминания качеств Ивонн, как «хранительницы домашнего очага».
Женщина действительно ценила свою семью и уделяла ей много времени. Возможно, даже готовила хороший бефстроганов. Но в первую очередь она была гениальной женщиной-ученым, совершившей революцию в отрасли ракетостроения.
Многие читатели газеты задали в тот день резонный вопрос: «Можете ли Вы представить себе некролог мужчины с таким первым абзацем?». Для всех, кто не уловил сексистский подтекст в некрологе, советуем ознакомиться с тестом Финкбайнера и сравнить его пункты со структурой некролога. Этот тест – список вопросов, которые не должны освещаться в статье про женщину ученого, чтобы избежать предвзятости на основе ее биологического пола.
Автор некролога тест успешно провалил. Однако совсем быстро он убрал строчку про бефстроганов.
Признание
Ивонн Брилл быстро получила заслуженное признание. Она стала поддерживать женщин-учёных и выступать против гендерной дискриминации.
Ее награды:
- Медаль NASA «За выдающиеся заслуги перед обществом» (2001 г.). Это высшая награда, которую NASA вручает служащим, продемонстрировавшим уровень мастерства, повлиявший на успех миссии
- Премия AIAA Wyld Propulsion Award (2002 г.) Эта награда вручается ежегодно за выдающиеся достижения в разработке или применении ракетных двигателей
- Медаль Джона Фрица Американской ассоциации инженерных обществ (2009 г.). Эта медаль описывается как Нобелевская премия в области инженерии или высшая награда в профессии.
- В 2010 году президент Барак Обама наградил ее Национальной медалью технологий и инноваций. Вручается ведущим новаторам Америки, которые внесли выдающийся вклад в разработку новых и важных технологий.
- Национальный зал славы изобретателей (2010 г.)
Заключение:
Научные труды женщин больше не должны оставаться незамечеными. Их значимость не должна сводиться к умению приготовить вкусный ужин и воспитать детей. Женщины – сильные, умные, независимые, семейные, трудоголики, добрые и скандальные – все они должны признаваться. Об этом нужно говорить как можно больше и громче.
В блоге "Несправедливо забытые Великие женщины" – всё о женщинах, внесших вклад в технический и культурный прогресс нашего мира: поддержите нас подпиской и лайком, делитесь публикациями, чтобы как можно больше людей узнали о роли женщин в истории!
А в ожидании новых публикаций, вам может быть интересно почитать: