Найти в Дзене
Наука. Вера. Культура.

Долгая подготовка и быстрая реализация: организация геноцида в Независимом Государстве Хорватия. Ч.2.

Оглавление

Анна Филимонова

Адрес статьи: http://naukaverakuljtura.com/долгая-подготовка-и-быстрая-реализац-2/


Усташская "акция. Архивная фотография. https://jadovno.com/feljton-pokolji-srba-u-glini-1941-godine-4/
Усташская "акция. Архивная фотография. https://jadovno.com/feljton-pokolji-srba-u-glini-1941-godine-4/

Охлаждение отношений между усташами и ХКП начинается в 1938 г., усиливаясь после Рождества 1939 г. Расхождения были вызваны прежде всего различиями в подходе к решению хорватского вопроса. Находящаяся у власти ХКП выступает за сохранение Югославии, в то время как усташи и далее непримиримо стоят на позиции выхода Хорватии из ее состава, и все чаще прибегают к насилию, терактам, убийствам и диверсиям. Также часто возникают конфликты между националистами и коммунистами, в которые вмешивается ХКП, проводя массовые аресты усташей-националистов и заключая их в лагеря. ХКЗ начала преследовать всех, до кого смогла дотянуться – цыган, занимающихся криминалом и бродяжничеством; крестьян, наконец дождавшихся «своей власти» и начавших безжалостно вырубать леса; бывших сторонников режима (чтобы «неповадна была» оппозиционная деятельность); сербов-четников, сохранивших солидный запас вооружения (это стало одним из источников пополнения боезапаса ХКЗ). Интересно, что незадолго до заключения соглашения Цветкович-Мачек (26 августа 1939 г.) последний по своим каналам вел переписку с министром иностранных дел Италии Галеаццо Чиано в направлении готовности  поднять в стране на восстание 400 000 человек[1]. Следовательно, речь идет о фактически готовой армии. С течением времени ХГЗ также стала организацией массового типа, обретающей все большее значение, ее влияние в политической жизни в Бановине Хорватии резко возросло. После основания Бановины Хорватии планы ХСС в отношении ХКЗ становились все более открытыми. Первоначально сформированная как оборонительное формирование ХСС, защита должна была в конечном итоге стать, по замыслу Мачека, «хорватской армией» в составе Армии Королевства Югославия, при этом ее задача заключалась в первую очередь в защите хорватских национальных интересов в Югославии, «всей территории и прав Бановины Хорватии» и «не позволять колесу истории повернуть вспять к централизму и гегемонии Белграда»[2]. Более того, сам Белград назначал все больше хорватов на главные армейские посты, а ХКЗ в Бановине все более кооперировалась в деятельности с жандармерией.

Переговоры с Чиано были внезапно прерваны самим Мачеком. В конце 1939 г. Мачек приступил к «омоложению» ХКЗ, которая с начала 1940 г. получила уверенное распространение по всей Бановине Хорватии, при этом активным соучастником ее акций был «Хрватски юнак».

На местных выборах 1940 г. в Бановине Хорватия ХКП переживает новый подъем. Однако переворот 27 марта 1941 г. «путает все карты», и, опасаясь расправы от нового премьера Югославии генерала Душана Симовича, руководство ХКП предпочитает скрыться, а ХГЗ занимает ключевые места Загреба и других крупных городов, чтобы, в том числе, держать под контролем администрацию по всей Бановине. Однако Мачек принимает решение войти в правительство Симовича, что вызывает нескрываемое разочарование и возмущение ХКЗ и ХГЗ, которые фактически оставляют Хорватскую крестьянскую партию и самого Мачека и разворачиваются в направлении усташей Анте Павелича. Влатко Мачек планировал распустить ХКЗ и ХГЗ, поскольку они «сыграли свою роль», однако те после нападения Германии, Италии и их союзников на Королевство Югославия стали на подрывную антигосударственную позицию: блокируют проведение мобилизации, грабят военные склады и разоружают войска Королевства Югославии, оказывая помощь противнику и движению усташей, что облегчает последним захват власти в НГХ. Сам Мачек в радиообращении 10 апреля 1941 г. дал указание не противостоять новым властям НГХ, а сотрудничать с ними[3].

Так во время создания Независимого Государства Хорватия ХКЗ сыграла ключевую роль. В самый чувствительный и неустойчивый момент, момент «разбалансировки», передачи власти от Мачека к Павеличу, вступления сил Третьего рейха в Загреб, создания НГХ на пространстве, населенном в большинстве сербами, «проглотить» которое чисто математически усташские силы были не в состоянии, именно ХКЗ Мачека стала главным вооруженным оплотом усташского режима и оказала полную поддержку в установлении новых усташских властей на большей части хорватского пространства, особенно на территории Боснии и Герцеговины[4].

Павелич институализировал и легализовал геноцид над сербами, евреями и цыганами как государственный проект, целью которого было «создание чистого хорватского жизненного пространства», «чистой хорватской нации», средством реализации – биологическое уничтожение сербов и евреев, провозглашенных «самыми главными врагами хорватов», к врагам были причислены и цыгане – как представили низшей, неарийской, расы. Этим трем народам не было места в хорватском государстве, равно как и неблагонадежным хорватам. Создание НГХ и систему лагерей смерти Ясеновац, – отмечает ведущий сербский историк, филолог и социолог Слободан Антонич, – «это плод трехвековой политической культуры Хорватии, в основе которой лежит религиозная, классовая и этническая ненависть к сербам, а также проект их истребления»[5].

В первые три месяца существования НГХ был принят закон о защите народа и государства (17.04.), Закон о запрете кириллицы (25.04.), Закон о гражданстве (30.04.), Закон о расовой принадлежности (30.04), Законное положение о защите арийской крови и чести хорватского народа (30.04.), Законное положение о переходе из одной веры в другую (3.05.), Законное положение о защите народной и арийской культуры хорватского народа (4.06.), законное положение об обязательной декларации имущества евреев и еврейских предприятий (5.06.), Законное положение о предотвращении сокрытия еврейского имущества (5.06), законное положение о создании Государственного управления по повторению (24.06.), Чрезвычайный закон от 26.06., устанавливающий коллективную ответственность евреев и распоряжение об отправке в «места заключения под открытым небом», законное положение о собственности лиц, покинувших территорию Независимого Государства Хорватия и др.[6] По правовой основе НГХ Сербская православная церковь была запрещена (18.07.), запрещено использовать название «сербская православная вера» и кириллицу, закрыты сербские школы, около 120 тыс. сербов выселено с территории НГХ (насильственно или самостоятельно, спасаясь от усташских зверств), сербская интеллигенция, торгово-промышленная элита как социальные группы уничтожены.

Практика террора была введена в действие, и политика геноцида дала первые результаты.

С момента основания НДХ формируются концентрационные лагеря («сборные», «трудовые», «концентрационные» лагеря, которые, по сути, были лагерями смерти), из которых особо следует отметить группу лагерей Госпич (Ядовно) и группу лагерей Ясеновац[7]. Причем если «фабрика смерти» в Освенциме II (Биркенау) начала «работу» в октябре 1941 года, то лагерь смерти в Ядовно начал действовать уже в мае, лагерь на Паге – в июне, а Ясеновац – в августе 1941 года. Ядовно – это 16 мест казней, ям, в которые, как правило живыми, усташи бросали сербов и евреев из разных мест – Госпича и окрестностей, Сараево и окрестностей и т.д., что само по себе указывает на реализацию государственного, а не «местечкового», проекта.

В мае, июне и июле 1941 г. в сотнях мест Хорватии и БиГ происходили массовые расправы над сербами, причем почти исключительно без применения огнестрельного оружия – ножами, топорами, молотками, кувалдами, дубинами с последующим сбрасыванием трупов в карстовые разломы – ямы[8]. В отличие от нацистов, сформировавших систему безличного истребления людей, геноцид в НГХ «отметился» ритуальными убийствами в общественных местах и садистскими издевательствами над жертвами. По жестокости геноцид в НГХ превосходит любую силу воображения[9].

Т.е. наряду с началом процесса уничтожения сербов на сербских этнических территориях начался процесс массового интернирования и создания системы лагерей с первыми лагерями смерти с центром в Госпиче, таким образом, процесс приобрел ускоренный и систематизированный характер. Даже «хорватские железные дороги» и остальные средства передвижения сыграли важную роль в депортации жертв к местам экзекуций. Однако ключевую роль сыграла массовая поддержка геноцидной политики, массовая организация бюрократического аппарата и населения (партией и военными формированиями Мачека и Католической акцией Алойзия Степинца), «светски и духовно» подготовленных к массовым же убийствам своих соседей самыми изуверскими способами, без различия пола и возраста. Убийства носили, подчеркнем, выраженно конфессионально-этнический характер. Так, командующий 4 / XI корпусом итальянских оккупационных войск в первые дни существования НГХ докладывал своему командованию о преследовании сербов в Славонии, объясняя, что хорваты хотят «полностью изгнать из государства православную религию», но проблему решить нелегко, потому что «в этой самой плодородной части территории, присоединенной к Хорватии, проживает около 500 тысяч  православных»[10].

Уже в день провозглашения НГХ, 10-11 апреля 1941 г. во всех крупных городах были арестованы представители сербской интеллигенции – священники, политики, торговцы, издатели и т.д. 10 апреля усташи захватили несколько сотен солдат и офицеров бывшей армии Королевства Югославия в котаре Слунь, в ночь с 10 на 11 апреля они убили четырех человек и тяжело ранили двух солдат, конфисковали большое количество военных материалов и денег. Отношение к сербам распространилось на евреев и цыган, как на представителей «низшей расы».

Первую большую группу сербов усташи расстреляли 13 апреля. Это были 47 офицеров югославской армии из 100 взятых в плен, которых вывели из тюрьмы Слунь, погрузили в грузовики, отвезли в Хорватский Благай и убили.

17 апреля убито несколько десятков сербов в Старом Петровом селу в Славонии.

В ночь с 26 на 27 апреля в области Грубишног Поля (склоны горыБилогоры) усташи и члены Хорватской крестьянской защиты арестовали и отвезли более 500 сербов в концлагерь Ядовно на Велебите.

27 и 28 апреля 1941 г. – массовая резня около 200 сербов в селе Гудовац (около Беловара).

Далее по предложению Иосипа Пауновича из Благая с непосредственными организаторами: приходской священник Иван Никшич глава усташского штаба из Слуня, приходской священник Иван Микан из Огулина, учитель и комиссар усташей, приходской священник общины Велюн Иван Шайфар, адвокат Ловро Сушич из Огулина, приходской священник Блаж Томленович из Хрватского Благая, эмигранты-усташи, прибывшие из Загреба, в частности, ближайшее доверенное лицо создателя системы лагерей смерти Эвгена Дидо Кватерника – офицер усташей Ивица Шарич, а также Мийо Бабич, Векослав Макс Лубурич и др. в ночь с 4 на 5 мая 1941 г. в Хрватском Благае ликвидировали одну видную и уважаемую хорватскую семью – мельника Йосипа Муравунца, тем самым создавая повод для массового убийства сербов, которое было совершено в День Святого Георгия (Джурджевдан, 6 мая) в котаре Велюн и котаре Слунь. Во время джурджевданской резни (6-9 мая) усташи арестовали 600 человек, которых сначала жестоко пытали, а затем 546 из них убили. Массовые убийства прекратились с приходом итальянцев, однако усташи продолжали арестовывать видных сербов, убивать детей, женщин и стариков, заходить в деревни и там грабить скот и имущество, поджигать дома и уничтожать все, что являлось сербским.

Убийство на Джурджевдан положило начало геноциду сербского народа на пространстве Кордуна, где до настоящего времени найдено 49 мест массовых казней сербов.

29 июля из Огулина прибыл грузовик с 40 усташами во главе с Йосипом Томленовичем Брако, которые по окрестностям схватили 56 сербов, из которых ножами забили 30 человек и сбросили в яму.

30 июля 1941 г. в поселках Дрежник и Раковица (которы Слунь и Велюнь) арестовали и убили 76 человек в одной группе, сбросив трупы в яму недалеко от Шпеярки, и 74 человека в другой, сокрыв тела в вырытой яме на поле, рядом с дорогой Раковица-Слунь[11].

В местечке Ливаньско поле в яму Равни Долец усташи на праздник Огненной Марии живыми сбросили 218 человек. Через шесть недель из ямы были извлечены живыми 13 женщин и один мужчина. Спустя 50 лет потомки жертв эксгумировали кости убитых, вымыли их, высушили на солнце и захоронили в недавно построенной крипте рядом с церковью Успения Пресвятой Богородицы в Ливно. В 1992 году потомки преступников – неоусташи – взорвали крипту и тем самым совершили новое преступление против останков невинных жертв[12].

30 июля 1941 г. на школьном дворе в селе Челебичи зверским образом усташи убили 416 сербов всех возрастов. Злодеи забивали людей кувалдами и топорами.

Техника резни была простой: усташи «приглашали» сербов на собрание, где будет «сделано важно объявление», как правило, в общественное место – школу, церковь, или просто в поле, где сообщали, что они «будут направлены на работу». Объявляли это  основном местные хорваты, многолетние соседи сербов, с которыми они жили бок о бок с давних времен и, как правило, находились в добрососедских и дружеских отношениях. После того, как деньги и ценности сербов были конфискованы, они убивались прямо в том же месте, с особой жестокостью, или их сжигали заживо в своих домах или в церквах. Далее приводилась следующая группа, однако подобная техника быстро стала известной, что вызвало бегство и сопротивление сербов. Тогда усташи изобрели второй способ и применяли его с конца 1941 года до окончания войны – техника окружения села и убийства населения с помощью регулярной армии. Для немцев и итальянцев это изображалось как «очистка территории от банд коммунистическо-четнических банд». В Лике, далматинском Загорье и Герцеговине трупы и даже живые люди бросались в карстовые ямы глубиной более десятка или даже сотен метров. Причем еще до начала войны усташи провели «перепись» и определили «вместимость» отдельных карстовых ям на территории Хорватии и Герцеговины, а на электрические столбы нанесли маркировку и обозначили путь к ним знаками, понятными только посвященным[13].

Продолжение следует…

[1] Pilić Stipo O paravojnim organizacijama HSS-a između dva svjetska rata [Эл. ресурс] // Večernji list, 25.05.2017. URL:  https://vojnapovijest.vecernji.hr/vojna-povijest/o-paravojnim-organizacijama-hss-a-izme-u-dva-svjetska-rata-1172203

[2] Horvatić Petar 20. srpnja 1879. Vladko Maček – što niste znali o oružanim odredima koji su štitili Hrvate od terora Beograda? [Эл. ресурс] // Narod.hr. 20.07.2018.

[3] Pilić Stipo O paravojnim organizacijama HSS-a između dva svjetska rata [Эл. ресурс] // Večernji list, 25.05.2017. URL:  https://vojnapovijest.vecernji.hr/vojna-povijest/o-paravojnim-organizacijama-hss-a-izme-u-dva-svjetska-rata-1172203

[4] Horvatić Petar 20. srpnja 1879. Vladko Maček – što niste znali o oružanim odredima koji su štitili Hrvate od terora Beograda? [Эл. ресурс] // Narod.hr. 20.07.2018.

[5] Антонић Слободан Истребљење Срба од колевке до столетних старица: Ко је створио фабрику смрти на Сави – фашисти или Хрвати [Эл. ресурс] // Новости, 24.02.2023. URL: https://www.novosti.rs/c/drustvo/vesti/1204971/istrebljenje-srba-kolevke-stoletnih-starica-stvorio-fabriku-smrti-savi-fasisti-ili-hrvati 24.02.2023.

[6] Мирковић Јован Жртве рата 1941-1945. са подручја Козаре // Први округли сто «Злочини геноцида Независне Државе Хрватске на Козари и Поткозарју у Другом свјетском рату. Mраковица – Козара, 19. мај 2012. године». Бања Лука, мај 2014. С. 20.

[7] Мирковић Јован Општина Грубишно Поље – жртве рата 1941-1945 [Эл. ресурс] // Јадовно, URL: https://jadovno.com/arhiva/grubisno-polje/articles/opstina-grubisno-polje-zrtve-rata-1941-1945-jovan-mirkovic.html

[8] Антонић Слободан Истребљење Срба од колевке до столетних старица: Ко је створио фабрику смрти на Сави – фашисти или Хрвати [Эл. ресурс] // Новости, 24.02.2023. URL: https://www.novosti.rs/c/drustvo/vesti/1204971/istrebljenje-srba-kolevke-stoletnih-starica-stvorio-fabriku-smrti-savi-fasisti-ili-hrvati

[9] Курдулија Страхиња Atjiac усташког геноцида над Србима 1941 -1945. Београд, 1993. URL: https://nastavnikdamir.files.wordpress.com/2020/05/d0a1.

[10] Курдулија Страхиња Atjiac усташког геноцида над Србима 1941 -1945. Београд, 1993. URL: https://nastavnikdamir.files.wordpress.com/2020/05/d0a1.

[11] Kalendar genocida: 30. jul 1941. Kordun, Banija, Livno, Gorski kotar, Bos. Krajina [Эл. ресурс] // Јадовно, 30.07.2023. URL: https://jadovno.com/kalendar-genocida-30-jul-1941-kordun-livno-gorski-kotar-bos-krajina/?lng=lat

[12] Kalendar genocida: 30. jul 1941. Kordun, Banija, Livno, Gorski kotar, Bos. Krajina [Эл. ресурс] // Јадовно, 30.07.2023. URL: https://jadovno.com/kalendar-genocida-30-jul-1941-kordun-livno-gorski-kotar-bos-krajina/?lng=lat

[13] Курдулија Страхиња Atjiac усташког геноцида над Србима 1941 -1945. Београд, 1993. URL: https://nastavnikdamir.files.wordpress.com/2020/05/d0a1.