Надо сказать, большую часть терапии с клиентом происходит не пойми что. Это производит удручающее впечатление и на психолога, и на клиента. Это может стать причиной, почему клиент вообще хочет прекратить терапию, и он имеет на это право. Его впечатления правдивы.
Обычно это проявляется в ощущениях "я нёс какую-то ерунду", "психолог подумает, что я тупой/нелогичный/сумасшедший", "а к чему всё это?", "от этих разговоров нет толку", "а как это всё связано", "а что мне с этим делать?". И многие другие вопросы с оттенками агрессии на себя или на психолога, или и то, и другое сразу.
Психолог и сам недоумевает и на себя наговаривать начинает на супервизии - "а я как-то растерян", "я клиента запутал", "я не простроил верно логику", "я связал не то и не с тем", "почему мне ничего непонятно, наверное у меня что-то не проработано" и многое другое.
Почему это происходит?
С клиентом в терапии происходит то, что происходило в самые травматичные эпизоды его жизни. Травма всегда проявляется диссоциацией чувств и опыта. Это защитное обезболивание, дыры в повествовательном сюжете. Пустота опыта всегда есть там, где есть пустота в отношениях. А с психологом у нас отношения, и вот тебе на! - разворачивается та пугающая пустота, от которой человек бежит - иногда очень искусно, запутывая себя и психолога заодно. Через обычный опыт человек проходит, травматический опыт человека пронзает насквозь, потому что он не пережил его, не было поддержки. А еще хуже когда поддержку должен оказать тот, кто является автором насилия/травмы, а он не оказал, потому что сам в этом нуждается. Человек остался в одиночестве. Так как этот человек был ребёнком, то и мышление в этих местах осталось детским, неоформленным, фантастическим, нелогичным. Как детские каракули. Ничего непонятно, но принадлежит ребёнку, поэтому не может игнорироваться. Чем более ранняя травматизация, тем менее понятно, что тут да как.
Поэтому бессилие перед запутанностью, растерянностью, непонятностью, отсутствием логики, прямых ответов психолог переживает вместе с клиентом. Психологу, как человеку, который распутал в личной терапии свои клубки травмы, проще выдерживать и поддерживать клиента в этих состояниях - принимая и контейнируя все чувства и даже взяв на себя вину за всё происходящее с клиентом. Ведь это правда - интервенции психолога нацелены на то, чтобы поднять со дна всё это травматичное и непонятное, сделать это более осязаемым, придать форму. Значит он всё сейчас вызвал, пусть несёт ответственность. Эффект от этого не очевиден сразу после сессии, но он есть, он накопительный.
Поэтому тут не человек тупой, не психолог тупой, а травматичный опыт, с которым они имеют дело не имеет никакого смысла для них обоих - держит их в дураках, и в их интересах наполнить его смыслом. Чтобы дальше быть цельной личностью, ощущающей своё присутствие в мире, без дыр и провалов, без мутных и страшных мест, куда смотреть не хочется..
Потрясающая всё-таки это работа! Сил всем нам.
Обращайтесь ко мне за консультацией. Мой канал в телеграмме: https://t.me/krasavinamaria
Мой номер: +7(952)3531663
Автор: Красавина Мария Юрьевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru