Найти тему

Дюна: Часть вторая: Сиквел, достойный оригинала

Legendary Entertainment, Warner Bros. Entertainment, Villeneuve Films
Legendary Entertainment, Warner Bros. Entertainment, Villeneuve Films

Вторая "Дюна" задержалась настолько, что на экране прошло гораздо меньше времени, чем в жизни – несколько фантастических месяцев против трех реальных лет.

Итак, дом Харконненов при поддержке императора уничтожил дом Атрейдесов. Спаслись лишь Пол Атрейдес и его мать леди Джессика. Более того, она беременна, и нерождённое дитя тоже будет влиять на ситуацию.

Выжившие Атрейдесы присоединяются к местным жителям планеты Арракис и сражаются с захватчиками – домом Харконненов, что вернул себе контроль за землями, полными главного ископаемого во вселенной – спайса (без него невозможна космическая навигация). Император ставит перед Харконненами план выработки, и если тот не будет выполнен – им несдобровать.

Признаюсь честно, ко вселенной "Дюны" я отношусь с интересом. С одной стороны, я не оспариваю вклад оригинального романа в фантастику. Без него наверняка не вышло бы «Звездных войн» (или они были бы совсем другие). Как правильно сказал Фрэнк Герберт: «Джордж Лукас должен мне минимум ужин».

С другой стороны, оригинальный сюжет для меня был подпорчен дурными переводами девяностых со всяческими «фертифлюхами» (цитата из текста). Кто бы мог знать без интернета, что лучшая версия та, где Пол – это Пауль? И где этот самый перевод тогда было найти – тоже другой вопрос.

Прибавить к тому две экранизации плюс я еще тщательно изучил историю несостоявшейся версии Алехандро Ходоровского (посмотрел документалку и даже прочитал собственную вариацию режиссера и художника – комиксы о Метабаронах). И «Дюна» как-то перестала удивлять.

Legendary Entertainment, Warner Bros. Entertainment, Villeneuve Films
Legendary Entertainment, Warner Bros. Entertainment, Villeneuve Films

Первый фильм довольно близок к тексту, но это только начало истории, своего рода пролог.

Если честно – ожидал, что второй фильм будет более динамичным, чем первый, потому что хорошо знаком с экранизированным сюжетом. Отчасти эти надежды оправдались, отчасти нет.

Практически любое сражение уделывает по размаху финальную битву в первой «Дюне». Повстанцы-фримены демонстрируют чудеса ловкости – восстают из-под песков и вырезают вооруженную пехоту Харконненов или обращают ее в бегство.

Пол Атрейдес не отстает и вскоре становится неформальным лидером в племени, потихоньку начиная претендовать на трон Империи.

Но ядро фильма – не сражения, а политические интриги благородных домов и религиозных культов. В этом плане немного завидую тем, кто открывает для себя сюжет «Дюны» впервые.

Пару слов о главном герое – Поле Атрейдесе. Тимоти Шаламе – молодой обаятельный актер, и роль ему скорее удалась. Не зря же он берет себе имя Муад'Диб, что означает «кенгуровая мышь» (типа тушканчика). Он сам похож на мышонка, но при этом опасен, а его глаза демонстрируют внутреннюю силу.

Legendary Entertainment, Warner Bros. Entertainment, Villeneuve Films
Legendary Entertainment, Warner Bros. Entertainment, Villeneuve Films

Пока смотрел, вспомнился мем «Леонид Аркадьевич грустит». Вот как-то так и выглядит Император в исполнении Кристофера Уокена. Без особых амбиций и пафоса.

Остин Батлер неплохо вжился в роль Фейд-Рауты, племянника барона и кровожадного социопата. Хоть последними словами можно назвать всех обитателей дома Харконненов.

Хочется выделить этого персонажа отдельно, потому что в кино Фейд-Раута удачно выведен как своего рода Антихрист против Мессии – Пола Атрейдеса. Они одинаково молоды, их схожим образом тренировали… Даже цели у них одни и те же – взойти на трон.

Бросилась в глаза черно-белая сцена, где Фейд-Раута сражается на арене, что добавляет мрачности, но отрицательно сказывается на динамике. Хотя, признаю, что это оригинальная идея – показать родную планету Харконненов в черно-белой расцветке. Сродни «Городу грехов» Фрэнка Миллера.

Legendary Entertainment, Warner Bros. Entertainment, Villeneuve Films
Legendary Entertainment, Warner Bros. Entertainment, Villeneuve Films

Иными словами, из Фейд-Рауты, в отличие от прошлых экранизаций, получился лучший антагонист нежели Владимир Харконнен. В ранних киноверсиях барон был безумен, импульсивен. Он расточал пафосные монологи, и каждая сцена с ним приковывала к экрану. Однозначно один из лучших злодеев в истории фантастического кинематографа!

Здесь же Владимир Х. выглядит настолько депрессивно, что хочется налить ему кофейка. Впрочем, угрозу источает, но это скорее «хитрый змей», чем былой безумный гений.

Напрягают также постоянные сцены на вымышленном языке, что используют некоторые персонажи. Приходится бегать глазами за субтитрами в самый низ экрана, хотя хочется осмотреть кадр целиком.

Legendary Entertainment, Warner Bros. Entertainment, Villeneuve Films
Legendary Entertainment, Warner Bros. Entertainment, Villeneuve Films

Ну и спецэффекты – один из важнейших элементов фантастических блокбастеров. Благодаря грамотной кинематографии в «Дюне» их тяжело отделить от сцены – они воспринимаются «как есть». Проработанные до мельчайших деталей и при этом не отвлекающие. То есть, вспоминаешь именно то, как герой укрощал червя, а не то «как хорошо на компьютере сделали червя».

Если призадуматься, то сюжет «Дюны» отталкивается от древнегреческих трагедий. Ключевой персонаж при помощи группы заинтересованных лиц приводит в действие план, который в итоге и приводит к его собственному падению. И если воспринимать «Дюну» именно как трагедию, то снято очень хорошо, ведь в фильме не найдется ни одного по-настоящему счастливого персонажа.

Концовка же при всей своей логической завершенности касательно конфликтов, показанных в первой части, вновь ставит перед героями проблемы эпических масштабов, что разрешаются в продолжениях. На данный момент только в книжных.

Благодарим за внимание! Будем рады любой оценке или комментарию! Статью про первую "Дюну" можно прочитать ЗДЕСЬ. Обзоры других фантастических фильмов можно всегда найти в отдельной рубрике.