Найти в Дзене

Особенности брачной жизни в России XVII века

Если попросить современного человека описать, как, по его мнению, проходила жизнь замужней женщины лет четыреста назад, то скорее всего он расскажет про сидение в тереме, производство детей и постоянные домашние хлопоты. А если вдруг муж оказывается тираном или пьяницей - что ж, жене не позавидуешь. В этой статье мы рассмотрим, какие государственные органы должны были решать семейные проблемы, как люди справлялись с тяготами семейной жизни и разберем несколько особо фактурных случаев, дошедших до наших дней в документах. Начать следует с понимания особенностей правовой системы России тех времен. Если сильно упрощать, то государство судило за преступление, а Церковь - за грехи. Право самостоятельного суда принадлежало Церкви по следующим вопросам: волхвование, близкородственные браки, разводы и т.д. Из интересного, суд епископов разбирал дела, связанные с непослушанием детей, в том числе и с заключением брака против родительской воли, а также супружеские измены и эксцессы с детьми вне б

Если попросить современного человека описать, как, по его мнению, проходила жизнь замужней женщины лет четыреста назад, то скорее всего он расскажет про сидение в тереме, производство детей и постоянные домашние хлопоты. А если вдруг муж оказывается тираном или пьяницей - что ж, жене не позавидуешь. В этой статье мы рассмотрим, какие государственные органы должны были решать семейные проблемы, как люди справлялись с тяготами семейной жизни и разберем несколько особо фактурных случаев, дошедших до наших дней в документах.

Начать следует с понимания особенностей правовой системы России тех времен. Если сильно упрощать, то государство судило за преступление, а Церковь - за грехи. Право самостоятельного суда принадлежало Церкви по следующим вопросам: волхвование, близкородственные браки, разводы и т.д. Из интересного, суд епископов разбирал дела, связанные с непослушанием детей, в том числе и с заключением брака против родительской воли, а также супружеские измены и эксцессы с детьми вне брака.

Современный церковный суд в Ставропольской епархии
Современный церковный суд в Ставропольской епархии

Свадьбе как таковой предшествовал т.н. "сговор", при котором обе стороны составляли документ, в коем обозначался размер приданого, обязательства жениха и т.д. Обман при таких "сговорах" был весьма распространен. Вот, к примеру, один случай: некий Емельян Корин, весьма состоятельный костромской купец, приехал свататься на дочери некоего Якова Никитина. То ли купец оказался с гнильцой, то ли отец в последний момент передумал отдавать свою дочь, но на свадебной церемонии вдруг оказалась какая-то дворовая девка. Емельян, судя по всему, невесты до свадьбы не видел, поэтому обман вскрылся далеко не сразу, но уж когда вскрылся, в дело сразу вступила правовая система. Дело стало настолько резонансным, что его рассматривал лично государь Алексей Михайлович, который повелел Якову Никитину отдать настоящую дочь и выплатить компенсацию в размере 100 рублей. Незадачливый жених потом сокрушался: "Нигде такова на девки обманства нет, яко в Московском государстве".

Свадебное "рукобитие" нашло отражение и в произведениях живописи
Свадебное "рукобитие" нашло отражение и в произведениях живописи

Одними из самых частых дел в судебной практике церковного суда были дела о прелюбодеянии. За измену предусматривалось вполне весомое физическое наказание: битье батогами и кнутом. В архиве Вологодского Софийского архиерейского дома сохранилось несколько документов, свидетельствующих о расторжении брака из-за измены. К примеру, бобыль (крестьянин без земли) Михаил Никонов отправил челобитную вологодскому архиепископу, в которой слезно просил о разводе со своей женой Федорой, причиной для расторжения брака служили постоянные измены жены. По словам бобыля, он ловил ее за прелюбодеяниями и в Вологде два раза, и в окрестных селах аж семь раз, за что и сек кнутом, но ничего не помогало.

Вологжанин Лазарь Коновалов также просил о разводе, но его случай был еще серьезнее. По словам Лазаря, жена не только изменяла, но и грозилась убийством: "Моя жена Пестелинья гуляет с мужиками четвертый год, со мною законом не живет, отбегает от меня прочь, живет неведомо где, а на меня насылает мужиков, с которыми гуляет". В подтверждение своих слов он приводит несколько случаев, когда подосланные женой мужики били его батогами и резали ножом.

Классический сеновал был первейшим местом, где супруг-рогоносец искал свою жену
Классический сеновал был первейшим местом, где супруг-рогоносец искал свою жену

Развод могли дать не только за измену, но и за невозможность одного из супругов выполнять свои обязанности. Так, некая вдова Анна Осипова в 1653 г. послала вологодскому архиепископу челобитную, в которой жаловалась на своего зятя Кузьму Корнилова. Как говорит сама челобитница, "выдала за него дочь свою Пелагию, а по исходу шестого года ни ребенка не прижили, ни добра не нажили, а только бьет он ее и истязает". При этом мать ссылалась, что дочь ее хозяйству обучена, умеет и шить, и прясть, и готовить, что свидетельствует о ее полной пригодности в брачной жизни. По обычной судебной процедуре был проведен допрос, в ходе которого выяснились интересные детали. Как оказалось, брак изначально состоялся в результате сговора Кузьмы со своей матерью. За дочерью вдовы шло богатое приданое, на которое семья заговорщиков и собиралась жить, а чтобы избавиться от девушки, необходимо было не подпускать ее к хозяйственным делам, на основании чего ее бы признали недееспособной и дали развод. Схема вскрылась, незадачливых мошенников наказали. Вот такой вот русский детектив.

Воскресенский и Софийский соборы в Вологде
Воскресенский и Софийский соборы в Вологде

На этой веселой ноте я закончу свое повествование. Если Вам понравилась тема - обязательно сообщите в комментариях, подобных случаев в архивах сохранилось множество. Желающих ознакомиться с темой подробнее отсылаю к работе Ляпина "На окраине царства: повседневная жизнь Юга России в XVII веке" и к материалам Государственного архива Вологодской области. Благодарю за прочтение!