Совсем немногие гости столицы заглядывают в этот переулок по собственной инициативе. Как правило, все их основное внимание притягивает популярный Арбат. И в основном лишь те счастливчики, кто догадался обратиться за помощью в изучении города к экскурсоводу, сворачивают в Спасопесковский переулок и осознают, в какое прекрасное, историческое и надежно спрятанное от посторонних глаз место они попали. Сегодня в числе этих счастливчиков окажемся и мы с вами, но с одним отличием - не будем никуда торопиться и рассмотрим каждое здание очень внимательно.
Спасопесковский переулок получил свое название по находящейся здесь церкви Спаса Преображения, "что на Песках". Художник Василий Поленов, который снимал квартиру неподалеку, увековечил церковь в одной из своих картин "Московский дворик".
Той деревянной и незаасфальтрованной Москвы мы с вами, к сожалению, сегодня не увидим, но кое-что интересное я все же покажу.
Начнем прогулку от пересечения с Карманицким переулком. Здесь расположен дом 1903 года постройки, на фасаде которого красуется гипсовый знак "Крепим оборону СССР" с изображением всех наиболее узнаваемых символов трудовой и боеспособной страны - серпа, молота, снопа, звезды, шестерни, винтовки и противогаза.
Такие знаки устанавливались с конца 30-х годов организацией Осоавиахим и означали, что жители дома готовы к противовоздушной и противохимической обороне (ПВХО). Это подтверждалось сдачей соответствующих нормативов, которые должны были выполнить все жильцы, достигшие 12-летнего возраста.
В 1920-х годах в доме находилась штаб-квартира Ассоциации художников революционной России. В обществе состояли Исаак Бродский (картины "Ленин В Смольном", "Расстрел 26 бакинских комиссаров"), Матвей Манизер (автор посмертной маски Сталина), Сергей Меркуров (скульптуры многих советских вождей и выдающихся деятелей, в т.ч. пять бюстов у Кремлевской стены), Василий Хвостенко ("Ленин на броневике" - один из первых вариантов).
Среди известных жильцов дома можно выделить Николая Кольцова, одного из основателей советской школы экспериментальной биологии, и Александра Крубера, основоположника советского карстоведения. А проживавший здесь армянский художник Сарьян Мартирос был удостоен мемориальной доски, выполненной в необычном для Москвы стиле.
Рядом с домом находится консульский отдел посольства Монголии, который с первого взгляда трудно отличить от обычного офисного здания. Здесь даже нет привычных нам ограждений и будок с сотрудниками правопорядка, приглядывающими за безопасностью представителей иностранного государства.
Первые три этажа доходного дома церкви Спаса на Песках появились на переулке в 1911 году. Через 2 десятка лет этого показалось мало, и дом обзавелся еще двумя этажами.
Позже к нему был пристроен лифт. Последние изменения в облик дома внесли хозяева одной из квартир, решившие утеплить свой балкон и защитить его от осадков.
Крышу одноэтажной пристройки, расположенной между домами, в 1989 году покоряли герои фильма "Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви" Владимир (А. Абдулов) и Александра (Т. Друбич). В свое время выход на нее был очень удобным и не наказуемым.
В примыкающем доме в одной из коммунальных квартир их дожидался Толик Гнилюга, самогонщик со стажем, роль которого блистательно исполнил актер Александр Баширов.
По сюжету фильма дом должны были снести, однако он отлично дожил до наших дней и весьма преобразился. Появился желанный для обеспеченных романтиков мансардный этаж.
Первоначально дом был одноэтажным, а его помещения занимала приходская школа.
Одно из самых красивых и самых недоступных зданий переулка - особняк в стиле "неоампир", построенный по заказу русского банкира Николая Второва в 1913-1915 годах.
С 1933 года здесь находится резиденция посла США. Во время своего визита в СССР в ней останавливались президенты Никсон, Рейган и Эйзенхауэр. В пристройке к особняку расположен большой зал для приемов, в котором неоднократно выступали известные музыканты и певцы.
Здания, в которых проживали иностранцы, всегда находились в центре самых пикантных шпионских историй. Особняк Второва не стал исключением. Ходят слухи, что в деревянный герб США, который Сталин подарил американскому послу, было вмонтировано подслушивающее устройство. Оно работало во благо Союза с 1946 по 1952 годы, после чего было обнаружено и нейтрализовано.
В соседнем здании - бывшей усадьбе Щепочкиной - Львова - находится резиденция посла Испании.
Бывший владелец усадьбы Николай Львов, проживавший в ней в 1840-1880-х годах, являлся большим почитателем таланта поэта А.С.Пушкина. С разрешения московских властей он на собственные средства разбил перед домом общественный сад, который стали называть "Пушкинским". Постепенно название утратилось, и местные жители долго время именовали сквер "кружком", хотя форма его была овальная. В 1993 году историческая справедливость была восстановлена - в центре "кружка" появился памятник Пушкину.
Жемчужина улицы - церковь Спаса на Песках - сегодня как ни в чем не бывало продолжает свою работу.
Она была построена в начале XVIII века по традиционной продольно-осевой схеме. Долгие годы старостой храма был Сергей Тургенев, двоюродный брат писателя Ивана Тургенева.
После прихода советской власти церковь была закрыта, но не сразу, а лишь в 1933 году. Много лет ее помещения использовались для мастерских "Союзмультфильма" - здесь изготавливали кукол и декорации для всеми любимых советских мультиков. В церкви "родились" Чебурашка, Крокодил Гена и старуха Шапокляк.
Церковь сохранилась во многом благодаря киностудии. Остальные арбатские церкви, за исключением Филипповской, которая не прекращала свою работу, были разрушены.
За храмом можно увидеть здание бывшей спецшколы №12, ряд предметов в которой преподавался на французском языке. Поступить сюда было не просто, поэтому официально учреждение называли "школой для особо одаренных детей", а неофициально - "школа для детей особо одаренных родителей".
С 1980-х годов она она получила номер 1231, который носит по сей день. Здесь учились многие известные личности, среди которых - журналист и писатель Дмитрий Глуховский (автор книги "Метро 2033"), ныне признанный иноагентом; актриса Марианна Ионесян (единственная роль Юли Грибковой в фильме "Гостья из будущего") и актер Егор Бероев (главные роли в фильмах "Железнодорожный романс", "Турецкий Гамбит", сериалах "Десантура" и "Перевал Дятлова").
К школе примыкает удивительный особняк А.Г.Щепочкиной. Он был выстроен в 1820 году на фундаменте сгоревшего во время окупации Москвы французскими войсками здания.
В советское время долгие годы усадьба стояла заброшенной и никому не нужной. Она постепенно разрушалась и несколько раз горела. Лишь в 1994 году на ее состояние обратили внимание, разобрали и начали отстраивать заново с использованием части старого сруба. Работы были завершены к 2000 году. Сейчас усадьба выглядит очень похожей на свой первоначальный вид.
Дом 1929 года постройки, созданный в стиле конструктивизм, стал местом жительства для многих артистов Малого театра.
С 1931 по 1958 годы здесь жила Лиля Брик, возлюбленная Владимира Маяковского.
Многие из жильцов дома пострадали во время чисток 1937 года. Об этом напоминают печальные таблички. Среди таковых - писатель Борис Губер, знакомый Евгении Хаютиной, жены главы НКВД Ежова, и революционер Георгий Ломов-Оппоков, первый народный комиссар юстиции РСФСР.
Если заглянуть во двор дома, то можно увидеть старое здание, в котором заседает Управа района Арбат города Москвы.
Последний жилой дом переулка на нашем пути внешне выглядит весьма симпатично. Время на него практически не повлияло, если не считать пластиковых окон и современного декора ломбарда, расположенного на первом этаже.
Давайте посмотрим, что же внутри.
Самым запоминающимся элементом интерьера здесь стала лестница. Пока что она отделана лишь на 2/3, но верхние марши все еще хранят свою оригинальность.
Нарядный дом Зайцева, на который часто обращают внимание люди, прогуливающиеся по Арбату, сейчас занимают бургерные, рестораны и шашлычные.
В начале XX века здесь проживал писатель Борис Зайцев, будущий номинант на Нобелевскую премию по литературе 1962 года, которую в итоге получил американец Джон Стейнбек, автор романа о Великой депрессии "Гроздья гнева".
Закончить прогулку хотелось бы возле главного дома городской усадьбы Королева - Страховой - Тестовых.
С 1870-х годов здесь находился приют для неизлечимых больных. В 1892 году здание перешло в распоряжение издательства "Посредник", основанное Львом Толстым и его сподвижниками. Издательство занималось выпуском духовно-нравственной литературы, книг по сельскому хозяйству и медицине, а также репродукцией известных и не очень картин.
Здесь Спасопесковский переулок сливается с шумным Арбатом, который уносит нас своим бурным людским течением навстречу новым путешествиям. Но это будет уже совсем другая история...
Спасибо за внимание!
С нетерпением жду ваших дополнений!
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал здесь и в телеграмме. Впереди еще очень много интересного.