Найти тему
Психология

Что мешает тебе учиться

Оглавление

Мы учимся на протяжении всей жизни, с самого младенчества мы начинаем осваивать различные навыки - ходить, говорить, читать. Идем в школу, заканчиваем вуз. И вот тут-то казалось бы можно уже и прекратить, отдохнуть наконец от бесконечной учебы и насладиться тем, что знаешь уже достаточно. Однако времена меняются, жизнь ускоряется и, к сожалению, уже не получится потратить на образование несколько лет, а затем все последующие годы просто использовать эти знания.

Расширение кругозора и освоение новых практик стало не выбором избранных, а нормой для каждого. При этом желание изучать новое и идти в ногу со временем не только помогает человеку оставаться на плаву, обучение имеет еще массу преимуществ.

Чем больше вы «напрягаете» мозг, тем дольше он будет работать

До недавнего времени ученые считали, что нейроны, или нервные клетки не восстанавливаются, однако это предположение было опровергнуто. Сейчас известно, что ежедневно в гиппокампе производится около 700 новых нейронов. Этот процесс называется нейрогенез и мы можем влиять на него.

Например стресс, недосып и плохое питание могут снижают эффективность нейрогенеза. А вот интеллектуальная активность и физические нагрузки наоборот помогают нам в производстве нейронов.

Больше обучения и развития — больше времени с ясным умом.

Обучение улучшает самооценку

-2

Новые знания придают нам больше уверенности в себе, что в свою очередь улучшает взаимодействие с окружающими.

Также получение новых знаний может быть не только полезным досугом, оно может менять вашу жизнь, открывать новые горизонты и помогать осуществлять мечты.

Однако есть множество факторов, которые способны тормозить наше развитие и препятствовать получению знаний.

Лень

Этот фактор, который может вас тормозить, знаком всем без исключения.

-3

Есть такой простой факт - мозг  человека всегда выбирает путь наименьшего сопротивления, и вы можете сами это проследить - даже когда мы идем по улице мы неосознанно выбираем тот путь на котором не придется перешагивать бордюры. Этот факт безусловно нам помогает - он эволюционно выгодный. Однако мозг можно сравнить с мышцами, чем меньше мы его напрягаем, тем больше он хочет бездельничать, но если мы даем ему постоянную нагрузку, он начинает привыкать и требует все больше и больше. Так что введите себе в привычку каждый день узнавать что-то новое, пусть немного, но регулярно, и со временем процесс обучения будет становиться все проще и интереснее, главное ввести это в привычку.

-4

Многие бросают заниматься чем-то потому что не видят значительного результата здесь и сейчас - если вы сходите в спортзал три дня вы не увидите изменений, но если вы будете заниматься понемногу, но каждый день и посмотрите на себя через 2 года, вы увидите грандиозные перемены. Поэтому поставив цель, стоит сконцентрироваться не на ней, а на процессе. На изучении конкретных вещей понемногу, но регулярно.

Прокрастинация

Следующий фактор - прокрастинация - постоянное откладывание на потом. Многие считают, что это обыкновенная лень, однако зачастую такое поведение продиктовано страхами. Такими, например, как страх неудачи или ошибки. Тут очень важно помнить, что получение новых знаний - это процесс и ошибки здесь неизбежны.

Вспомните, как вы учились водить машину или ездить на велосипеде. Не чувствовали ли вы себя вначале немного неуверенно? Приходилось ли вам уделять много внимания мельчайшим деталям и оттачивать отдельные движения, которые сейчас вы выполняете легко, совершенно не задумываясь? Огорчались ли вы, когда что-то не ладилось? Не стал ли со временем процесс казаться вам все более и более осмысленным и более приятным и удобным? Не достигли ли вы, наконец, того уровня, когда способны действовать сравнительно легко и уверенно? Такой путь в свое время прошли большинство профессионалов в любой отрасли, в любой сфере деятельности.

Неофобия

Еще один фактор, который может тормозить вас - это боязнь нового. С одной стороны, человек является существом привычки. С другой стороны, в природе человека заложено стремление к поиску приключений. Однако любые перемены - это стресс, человек боится, потому что не способен контролировать эти перемены.

Чтобы облегчить психологическое напряжение, вы можете попросить людей, которые внесли аналогичные изменения в свою жизнь, поделиться опытом или поискать дополнительную информацию об ожидаемых переменах в книгах, блогах и т.п. Конечно, невозможно спрогнозировать будущее с вероятностью 100%, но если вы будете иметь максимально четкое представление о том, как могут развиваться события, то почувствуете себя менее уязвимыми.

Практика

И напоследок, хочу дать вам практическую технику борьбы со страхами.

-5

Если садясь за обучение вы чувствуете, что ваше настроение ухудшается, спросите себя:

О чем я сейчас думаю?

Возможно, вы обнаружите такие мысли:

- "Это очень сложно"

- "Безнадежный случай"

- "Это очень неприятно"

- "Что если моя попытка не приведет к успеху?"

Это называется автоматические дисфункциональные мысли - они продиктованы нашими страхами и убеждениями и очень нам мешают.

Если вы выявили у себя что-то подобное я предлагаю вам ответить на несколько вопросов:

1. Каковы доказательства, поддерживающие эту идею?
2. Каковы доказательства, противоречащие этой идее?
3. Что самое плохое может произойти? Смогу ли я пережить это?
4. Что самое лучшее может произойти?
5. Каков самый реалистичный исход?
6. Каковы последствия моей веры в автоматическую мысль?
7. Каковы могут быть последствия изменения моего мышления?
8. Что я мог бы посоветовать другу, который находится в такой же ситуации?

Ответы на эти вопросы помогут вам осознать, что неприятные ощущения - это зачастую необоснованные страхи и они имеют мало общего с реальностью.