Найти в Дзене

Почему тогда было вкуснее? Ведь Е250 тогда тоже существовал

И деревья были большими...
И деревья были большими...

Вне зависимости от возраста, политического строя, в котором мы родились и выросли, экономической и политической обстановки в стране, каждому из нас могла прийти в голову такая мысль «Эх, а тогда было вкуснее». «Тогда» было вкуснее все: сгущенка сгущенее, мороженое – «мороженее», колбаса – «колбаснее»

В зависимости от того, как прошло ваше детство, взросление, в целом, в каком вы сейчас пребываете состоянии: психическом и физическом, эти мысли рождают разные эмоции. Спектр эмоций может быть от легкой ностальгии, до гнетущего и грустного ощущения безвозвратности ушедшего момента.

Так ли это на самом деле и действительно ли тогда было все вкуснее просто потому, что ГОСТы были строже, государство заботилось о нас, а сейчас алчные предприниматели, отдав свое сердце во власть жажды наживы, суют в продукты, невесть что, лишь бы извлечь дополнительные проценты заветной прибыли?

Извлекает прибыль :)
Извлекает прибыль :)

Если сравнить ГОСТ вареная колбаса 1986 года и 2019 года – они идентичны, за исключением правил упаковки и транспортировки, может быть, просто потому что, например, появились новые транспортные контейнеры, ужесточились правила приемки и т.п. НО! И в том, и в том ГОСТе допускается содержание, к примеру, того же Нитрита Натрия = Селитры (Селитра — это тривиальное название для минералов, содержащих нитраты щелочных, щелочноземельных металлов и аммония. Нитраты натрия, калия, кальция и особенно аммония широко применяются в сельском хозяйстве в качестве азотсодержащих удобрений. Активно применяется в пищевой, в т.ч. мясоперерабатывающей промышленности), в массовой доле не более 0,0005%. Нитрит Натрия по Кодексу Алиментариусу имеет индекс Е250 - консерванты

Изучив множество ГОСТов, могу сказать, что некоторые из них стали несколько суровее, т.к. поменялось отношение к некоторым компонентам, на которые раньше не обращали столь пристального внимания, а о некоторых вскрылись неприятные факты, в т.ч. в ходе двойных слепых, рандомизированных исследований и пр.

Да, можно вспомнить о ТУ (технических условиях), согласно, которым производитель может вытворять, что хочет – хоть растительное масло менять на трансмиссионное (правда, не знаю, зачем так делать – сплошные же убытки будут) )))) Но, как всегда есть одно НО! Во-первых, это ТУ еще нужно зарегистрировать и получить протокол испытаний, произведенной по нему продукции. Во-вторых, ну зачем портить собственный продукт? ДА, кто-то идет по такому пути по разным причинам – часто, как выяснилось, не по своей воле, а снизив контроль и свое присутствие на производстве, исполнители начинают «исполнять», а сам собственник вполне вероятно узнает об этих фактах уже из новостных источниках об очередной вспышке кишечной инфекции от сети ресторанов знаменитого в городе Шаурмье. Ну, и вообще, никто не мешает делает фиг его знает, что, зарегистрировав свой продукт, хоть по ГОСТУ – такие дела, как правило носят заявительный характер, т.е. пока не поступил сигнал, контролирующая организация не то, что не осуществляет функцию контроля – она не может этого делать. Т.е. с проверкой просто так, не могут прийти – только, если произошел какой-то «казус» — это и хорошо, и плохо одновременно, но это не тема этой статьи.

К тому же, например, заходя в торговую сеть, только отчаянный предприниматель будет нарушать технологию, либо не уследит и это начнут делать его сотрудники. Т.к. потеря контракта с сетью – ОЧЕНЬ больно ударит по производству и штрафы тут не главное, даже, хотя они внушительные. Перовой оштрафует сама сеть, потом, как правило под сеть организовывается производство, фактически отдельное, т.е. рецептура для сети и в рознице, например, на каком-нибудь Маркетплейсе может отличаться. При заходе в сеть – т проходишь через дегустационную работу с технологами сети, где вы прорабатываете рецептуру (как правило, удорожая ее) – да, сети заботятся о вкусе и качестве (не все, конечно, но все те, с которыми мы пока столкнулись – все проводят дегустационную работу. Это очень дорого для производителя, но цель оправдывает вложенные средства). Плюс, как правило уже заготовлена упаковка и произведен продукт с большим запасом – того требует контракт, на случай экстренной допоставки, например, или вывода партии из реализации и замены ее (по разным причинам это может быть. Как-нибудь расскажем об этом). Упаковка для сети, как правило, сделана только под нее, с указанием ее бренда, состава и пр. Плюс сам продукт, произведенный по другой рецептуре, плюс, скорее всего кредиты и долги, которые нужно обслуживать и которые брались под контракт. В общем, много всего, почему, скорее всего, все будут стараться следовать техкарте, заранее согласованной.

А в чем же, тогда может быть дело? Давайте разбираться.

Тут действует несколько факторов одновременно в различном соотношении:

1. Эффект "тогда было вкуснее" называется ностальгическим искажением. Это психологический феномен, при котором люди склонны идеализировать прошлое и считать, что вещи были лучше в прошлом, чем они есть сейчас. Этот эффект может проявляться в различных сферах жизни, включая еду. Многие люди считают, что еда, которую они ели в детстве, была вкуснее, чем та, которую они едят сейчас. Это может быть связано с тем, что в детстве у нас были более простые вкусы и предпочтения, а также с тем, что в детстве мы не сталкивались с такими проблемами, как ожирение или нездоровое питание. Однако, стоит отметить, что эффект ностальгического искажения может быть вызван не только психологическими факторами, но и физиологическими факторами

Печенюшки и девчушка
Печенюшки и девчушка

2. Не было такого количества предложений. Когда заходишь в магазин – глаза разбегаются от изобилия. В муках выбора, некоторые, например, тревожные личности могут провести часы, блуждая между полок. Но, даже, если вы и решительны – и быстро сделали выбор в пользу той или иной покупки, мозг может сыграть такую штуку, как: «Эх, надо было то брать, оно и ярче было, и вес подходящий, и калорийность меньше, и стоило ненамного дороже». Т.е. мы получаем эффект упущенного удовольствия, от этого радость покупки меркнет. Раньше было меньше выбора, поэтому было вкусно все то, что было, если органолептические свойства того или иного продукта, вам не претят прям совсем, а, в целом, вы его любите

3. Эффект Foma — это психологический феномен, при котором люди склонны верить в ложные или непроверенные утверждения, если они часто повторяются. Этот эффект был впервые описан в 1970-х годах психологом Робертом Чалдини. Эффект Foma основан на том, что люди склонны принимать информацию, которую они слышат или читают, как истинную, если она повторяется достаточно часто. Это связано с тем, что мы привыкли доверять информации, которую получаем от других людей или из источников, которые считаем надежными. Однако, эффект Foma может привести к тому, что люди начинают верить в ложные утверждения или принимать их за истину. Например, если кто-то часто слышит о том, что определенный продукт полезен для здоровья, он может начать верить в это и покупать этот продукт, даже если нет научных доказательств его полезности. Также, если кругом все повторяют, что «тогда было вкуснее» — это тоже может оказать определенный эффект на наше восприятие, каким бы скептически настроенным по отношению к чужому мнению вы не были. Эффект Foma может быть использован в маркетинге и рекламе для продвижения товаров или услуг. Например, компании могут повторять ложные утверждения о своих продуктах или услугах, чтобы убедить людей в их полезности или качестве. Помните знаменитое растительное масло без холестерина? 😊 В целом, эффект Foma является важным психологическим феноменом, который может влиять на наше поведение и принятие решений. Поэтому важно быть осторожным и критически относиться к информации, которую мы получаем, особенно если она повторяется достаточно часто

4. Курение, алкоголь, вредная пища, горячая еда и нездоровый образ жизни. Современный ритм жизни навязывает определенные правила, мы неизбежно стали менее подвижными. Если раньше посидеть за компьютером было роскошью и привилегией, в определенном смысле, то сейчас это абсолютная необходимость (да, бываю исключения, но они редки). Плюс комфорт позволил получать в любое время очень горячую или очень холодную пищу и напитки. Курение и алкоголь – очень плохо влияют на вкусо- и ароматовосприятие. Некоторые синтетические добавки конкурентно более доступны для наших рецепторов, чем натуральные их аналоги. Плюс, мы привыкли к быстрым и легким удовольствиям, которые могут не принести такого удовлетворения – нет эффекта, что ты пошел и что-то сделал для получения чего-то желаемого, например, в мороз сбегать в магазин, подождать, пока вскипит чайник на газу – кругом кулеры с холодной и горячей водой и можно регулировать сиюминутно температуру напитка, микроволновки и пр. Все это тоже может привести к снижению ожидаемого чувства удовлетворения

Иллюстрация на тему :)
Иллюстрация на тему :)

5. Стрессы, депрессия, сврехнагрузка и т.п. уровень стресса вырос в разы! Объем информации, которую вынужден перерабатывать человек ежесекундно – колоссален. Кругом потоки информации. Например, если лежит телефон и на нем мигает сигнал о непрочитанном сообщении – для мозга это сигнал, поток информации, на телевизоре индикатор красный, он выключен – это тоже информация, нужно написать тому-то и тому-то, не забыть написать о том, что нужно написать. Источников новостей в тысячи раз больше: контекстная реклама, панели видеотрансляций, экраны в общественном транспорте, нормой для человека уже не один, а два и три телефона – портала в мир всей информации на Свете. И эти новости редко такого плана: «Панда Катюша в зоопарке Екатеринбурга играет с новорождённой малышкой» - на такой информации сложнее зарабатывать. Это все приводит к тому, что удовольствия должны быть гипертрофированными, чтобы компенсировать негативное влияние стресса

Узбагойся
Узбагойся

6. В процессе взросления у человека происходят изменения во вкусовых восприятиях. Это связано с тем, что вкусовые рецепторы человека меняются с возрастом. В детстве у нас более простые вкусы и предпочтения. Мы предпочитаем сладкое, соленое и кислое, а также продукты с ярким вкусом. С возрастом наши вкусовые предпочтения становятся более сложными и разнообразными.

Таким образом, изменение вкусовых восприятий в процессе взросления связано как с физиологическими изменениями во вкусовых рецепторах, так и с психологическими факторами.

Однако, нельзя отрицать и тот факт, что некоторые продукты действительно были вкуснее, просто производитель «не выжил» по разным причинам или должен был пойти на оптимизацию, которая частично снизила вкусовые преимущества его продукта. Но и все-таки, утверждать, что тогда все было вкуснее и лучше тоже не совсем объективно.

Друзья, спасибо, что дочитали! Не забывайте ставить лайки – это очень важно для канала😊