А вы знаете, где на Петроградской стороне находится дом с фонтаном?
Название с точки зрения истории у него на самом деле менее романтичное - доходный дом купца Федора Танского. Личности крайне интересной, поэтому мы сегодня о нем будет много говорить.
Но сначала все же о фонтане. К сожалению, сейчас он не работает. Но говорят, ещё в 60-х годах здесь била вода.
В 90-е городские власти решили убрать его из дворика. Однако жители встали на защиту нерабочего фонтана и отстояли. Его накрыли оцинкованными листами железа - в качестве консервации.
Будет ли он ещё работать? Местные жители говорят, что этой зимой к ним приезжал «Водоканал». Сотрудники снимали обшивку и смотрели, что под ней.
«Соседка рассказывала, что когда он работал было очень здорово. Да и пыли меньше будет. От пыли мы очень страдаем, конечно, - летом подоконник чёрный за день становится», - написала мне одна из читательниц.
Сколько проходила мимо – двор был всегда открыт. Правда, находила в Сети сообщения, что его иногда закрывают. Однако попытать удачу все же стоит. Тем более во дворе скрывается любопытная парадная – куда мы сегодня и заглянем.
К сожалению, сейчас она не в самом лучшем виде – краска на стенах сильно облупилась. Для справедливости замечу, что была там год назад – возможно, внутри уже провели ремонт (всякое бывает).
При прогулке по этой парадной стоит обратить внимание на лепнину – очень изящная. Ее отлично дополняют цветочные перила.
Ни печей, ни кариатид вы тут не найдете, зато посмотрите, какие причудливые двери в стиле модерн. А около них традиционные звоночки и подписи к ним – оберег всех петербургских коммуналок.
Лицевой корпус дома отдан сейчас под офисные помещения, хотя в доме 88 жилых квартир. В 2018 году тут случился сильный пожар на пятом этаже. Тогда была сильно повреждена башня со шпилем. Ее воссоздали через год, а к концу 2020-го отреставрировали и весь фасад.
Кто же был хозяин этого дома? Для пущей интриги хочется его назвать «первооткрывателем самокатов в России». Но не спешите плеваться – тут все не совсем очевидно…
Фёдор Танский родился в семье зажиточных купцов - дворян Келецкой губернии польского происхождения. Есть даже информация, что он был внучатым племянником Гоголя. Он получил хорошее коммерческое образование, говорил на восьми языках, проходил практику не только в столице, но и за границей.
Молодой человек увлёкся велосипедным туризмом. У него появилась мечта развить это дело в России.
Танский объездил Европу и США. Размах зарождающейся американской промышленности конца XIX века поразил его. И, конечно же, внимание начинающего предпринимателя привлекло массовое производство велосипедов. Ведь на них был бешеный спрос.
В 1892 году Танский недорого купил большую партию американских велосипедов «Дайтон» и доставил их в Петербург. На Малой Морской он снял небольшое помещение и стал ими торговать.
К велосипедам бизнесмен также добавил зубоврачебные принадлежности и швейные машинки. Вот такой необычный ассортимент.
Однако его план сработал - успех пришёл быстро. Доход принесли именно «самокаты» – так в то время называли в России велосипеды. Велосипедисты же гордо именовали себя «циклистами». Танский стал королем самокатов!
Спрос на велосипеды в России непрерывно рос. В 1893 году Танский открыл торговый дом «Победа». Вскоре предприниматель наладил сборку велосипедов в Петербурге и арендовал слесарно-механическую мастерскую. Постепенно от простой отвёрточной сборки она разрослась в полноценное производство.
Отечественная марка «Победа» стала популярной, русские велосипеды ни в чём не уступали заграничным и, что было особенно приятно покупателю, зачастую стоили дешевле.
«Все наилучшее за наименьшую цену!» - звучал первый девиз торгового дома Танского.
В это же время в Петербурге дебютировал автомобиль. Первые немецкие машины «Бенц» появились в Петербурге именно в 1895 году. Уже через год был построен первый отечественный автомобиль «Яковлев и Фрезе». К концу XIX века рынок «моторов» в России захватывают французы.
К тому же в моду в столице входят «моторы». Именно так чаще всего называли тогда мотоциклы и трициклы.
Танский стал единственным, кто был в силах составить конкуренцию французам в новом деле. Его дебют на публике состоялся 15 августа 1899 года. Это была стовёрстная гонка на приз журнала «Самокат».
«Состязание это, кроме того, было интересно тем, что тут впервые встретились конкурирующие фирмы, а именно с фирмой «Клеман-Гладиатор» явился поспорить торговый дом «Победа», выписавший для первого опыта несколько трёхколёсных моторов […] Интерес к состязаниям всё увеличивался и, главным образом, потому, что в них принимали участие фирмы – «конюшни», как говорили спортсмены», - вспоминал известный российский гонщик Вадим Михайлов.
Известный гонщик Самуэль Сурмец и сам Танский, а позднее его приятель Бруно Фарих стали выступать в различных гонках за «Победу» и вскоре добились первых побед.
В 1909 году Сурмеца успешно выступил на автомобиле «Опель», принадлежавшем Танскому, в пробеге Петербург – Рига – Петербург. Так был придумал новый слоган – довольно забавный:
«Где «Опель» - там победа, где «Победа» – там и «Опель»!»
Фёдор Танский стал самым крупным торговцем велосипедов и «моторов» не только в Петербурге, но и во всей России. В мастерских фирмы не только производились велосипеды, но и шла сборка мотоциклов из частей бельгийской фирмы ФН - они продавались под маркой «Победа».
С 1901 года Торговый дом «Победа» Ф. И. Танский и К° приступил к продаже, ремонту и обслуживанию самых разных автомобилей. Это привлекло новых акционеров. Бизнес все расширялся.
«Победа» с 1906 года и вовсе начала производить автомобили по специальным заказам, на любой вкус. Заведующим технической частью был мастер Ободович. По его эскизам изготавливались изящные автомобильные «кароссери» и моторные лодки.
«Победа» принимала участие во многих отечественных и заграничных выставках, постоянно удостаивалась высоких наград.
В скромном магазине на Малой Морской места уже не хватало. В 1902 году компания переехала в «грандиозное помещение» на углу набережной Мойки и Кирпичного переулка.
А дело все так же шло в гору. Император за труды и заслуги Танского присвоил его торговому дому высокое звание поставщика двора Его Императорского Величества.
В 1909 году Танский купил участок земли в современном Петроградском районе. Тут он построил новые мастерские, завод и склад. И все это рядом с домом, в котором проживал сам – по адресу Большая Дворянская, 26. Теперь эта улица называется Куйбышева.
Торговля велась по каталогам, которые печатались каждый год и рассылались всем заинтересованным лицам. Транспорт можно было купить как за наличные, так и в рассрочку. Именно «Победа» стала первой крупной российской фирмой, которая применила систему кредитования в торговле велосипедами, мотоциклами и автомобилями, что обеспечило ей успех на рынке.
Начиная с 1910 года и вплоть до конца Первой мировой войны «Победа» регулярно поставляла велосипеды, мотоциклы и автомобили в Русскую армию, тесно сотрудничая с Отделом военных сообщений и Учебной автомобильной ротой (Военной автошколой). Другие казённые ведомства также охотно пользовались её услугами.
Фёдор Танский скончался 18 декабря 1911 года. Он немного не дожил до окончания строительства своего доходного дома – который возвели напротив его собственного. Здание в стиле модерн, в котором мы сегодня побывали, появилось в 1912 году. Его создал архитектор Карл Бальди, приложивший руку к созданию множества петербургских доходных домов.
Танского похоронили на Выборгском римско-католическом кладбище, которое не дожило до наших дней. Руководство всеми структурами перешло к вдове Адели Танской и его сподвижнику Н. В. Соколову.
После Октябрьской революции мастерские на Петроградской стороне, в которых было занято около сотни рабочих, были национализированы и получили название «Автопобеда». В октябре 1918 года Большую Дворянскую улицу переименовали в 1-ю улицу Деревенской Бедноты.
Некоторое время в бывших мастерских Соколова вёлся ремонт автомобилей, после чего предприятие сменило профиль и получило в 1925 году название - завод «Новый строитель». В 1941 году завод прекратил своё существование.
📍Адрес: улица Куйбышева, 21
В Петроградском районе также можно найти дом другого «короля» - цветочного. Речь о доходном доме Эйлерса. Он по сей день впечатляет своей архитектурой и, конечно же, витражами на этажах. Прогуляться по нему можно здесь.
Спасибо за ваше внимание! Подпишитесь, чтобы не пропустить новые истории и места!