Найти тему

Красота вышивки!

Вышивка была и остается едва ли не самым распространенным видом декоративно-прикладного искусства. На территории России в стародавние времена ею занимались все социальные слои населения. Шитые тончайшими золотными и серебряными нитями иконы создавались в многочисленных монастырских мастерских. В городах как простые обыватели, так и профессиональные белошвеи повторяли модные европейские узоры. В крестьянской среде неизменно бытовали вышивки-обереги, надежные защитники от невзгод и болезней, помощники в сельском труде. Они пришли из глубины веков и бережно передавались из поколения в поколение.

В разных регионах существовали неповторимые особенности создания вышитого узора. Работы северных и южных губерний отличались и построением композиции, и цветовой гаммой, и выбором техники исполнения. К концу 19 - началу 20 века трудоемкие приемы народной вышивки стали заменять простой техникой «крест». Возродить национальные особенности рукоделия пытались представители интеллигенции – горячие поклонники русской старины в содружестве с художниками-профессионалами. По всей России создавались частные мастерские, которые с приходом советской власти преобразовывались в вышивальные артели. К 1960 году их число несколько сократилось, а наиболее успешные получили статус фабрик с творческим коллективом из талантливых художников и опытных мастериц-вышивальщиц.

Торжокское золотное шитье – самый известный и любимый всеми промысел, изделия которого восхищали в свое время А.С. Пушкина – ведет свою историю с периода средневековья. В 18-19 веках мастерство торжокских златошвей было на столь высочайшем уровне, что широко использовалось для русского императорского двора и высшей знати. В советское время артель, а затем и фабрика золотного шитья «Им. 8 марта» создавали прекрасные интерьерные предметы: панно, наволочки для диванных подушек, скатерти и настольные календари. Пояса и сумочки с драгоценной вышивкой служили прекрасным дополнением праздничного костюма.

-3

Тарусская вышивка создавалась на разреженном холсте, из которого сначала в определенном порядке выдергивались продольные и поперечные нити. Оставшиеся перевивались нитями густого красного цвета, образуя красную сетку, которая заполнялась архаичным узором. Традиционную вышивку Калужского края называли «красными вырезами».

-4

В ХХ веке талантливый коллектив Тарусской фабрики художественной вышивки во главе с главным художником М.Н. Гумилевской помимо ярко декорированных утилитарных предметов – скатертей, салфеток, диванных подушек создал множество уникальных произведений с эффектным, почти монументальным, узором. Авторы использовали древние образы и орнаменты, умело добиваясь их нового прочтения. Традиционная для калужской области техника деликатно дополнялась новыми экспериментальными швами, усиливая тем самым декоративный эффект.

Заонежская вышивка также относится к типу ажурных вышивок. Ее легко узнать по плотному стилизованному монохромному или красно-белому узору, очерченному объемным тамбурным контуром. В оформлении предметов предприятие также сохранило верность народной вышивке. В традиционные крупные цветочные композиции иногда гармонично включались советские эмблемы. Тем самым решалась поставленная перед промыслами задача создания новой эстетики советского быта.

-5

Мстёрской фабрике художественной вышивки им. Н.К. Крупской всемирную известность принесли изделия, выполненные в техниках «белой глади» и «владимирских швов». Вышивкой «белой гладью» мстерские мастерицы славились еще в 19 веке. Здесь можно было приобрести изысканное тонкое белье, занавески, полотенца и накомодники с изящным растительным узором, дополненным ювелирно выполненными ажурными разделками. «Владимирский шов» – яркая вышивка односторонней гладью с крупным, свободно построенным растительным орнаментом. Преобладающий цвет – красный с небольшими включениями синего, зеленого и желтого цветов. В советский период, помимо белья, предметов одежды и сувенирной продукции фабрика выпустила большие декоративные занавесы-панно, получившие заслуженное признание на крупных выставках.

До встречи на выставке Во имя промысла. Художественные промыслы России. Имена ХХ века.

Всероссийский музей декоративного искусства

Делегатская, 3.