Вышивка была и остается едва ли не самым распространенным видом декоративно-прикладного искусства. На территории России в стародавние времена ею занимались все социальные слои населения. Шитые тончайшими золотными и серебряными нитями иконы создавались в многочисленных монастырских мастерских. В городах как простые обыватели, так и профессиональные белошвеи повторяли модные европейские узоры. В крестьянской среде неизменно бытовали вышивки-обереги, надежные защитники от невзгод и болезней, помощники в сельском труде. Они пришли из глубины веков и бережно передавались из поколения в поколение.
В разных регионах существовали неповторимые особенности создания вышитого узора. Работы северных и южных губерний отличались и построением композиции, и цветовой гаммой, и выбором техники исполнения. К концу 19 - началу 20 века трудоемкие приемы народной вышивки стали заменять простой техникой «крест». Возродить национальные особенности рукоделия пытались представители интеллигенции – горячие поклонники русской старины в содружестве с художниками-профессионалами. По всей России создавались частные мастерские, которые с приходом советской власти преобразовывались в вышивальные артели. К 1960 году их число несколько сократилось, а наиболее успешные получили статус фабрик с творческим коллективом из талантливых художников и опытных мастериц-вышивальщиц.
Торжокское золотное шитье – самый известный и любимый всеми промысел, изделия которого восхищали в свое время А.С. Пушкина – ведет свою историю с периода средневековья. В 18-19 веках мастерство торжокских златошвей было на столь высочайшем уровне, что широко использовалось для русского императорского двора и высшей знати. В советское время артель, а затем и фабрика золотного шитья «Им. 8 марта» создавали прекрасные интерьерные предметы: панно, наволочки для диванных подушек, скатерти и настольные календари. Пояса и сумочки с драгоценной вышивкой служили прекрасным дополнением праздничного костюма.
Тарусская вышивка создавалась на разреженном холсте, из которого сначала в определенном порядке выдергивались продольные и поперечные нити. Оставшиеся перевивались нитями густого красного цвета, образуя красную сетку, которая заполнялась архаичным узором. Традиционную вышивку Калужского края называли «красными вырезами».
В ХХ веке талантливый коллектив Тарусской фабрики художественной вышивки во главе с главным художником М.Н. Гумилевской помимо ярко декорированных утилитарных предметов – скатертей, салфеток, диванных подушек создал множество уникальных произведений с эффектным, почти монументальным, узором. Авторы использовали древние образы и орнаменты, умело добиваясь их нового прочтения. Традиционная для калужской области техника деликатно дополнялась новыми экспериментальными швами, усиливая тем самым декоративный эффект.
Заонежская вышивка также относится к типу ажурных вышивок. Ее легко узнать по плотному стилизованному монохромному или красно-белому узору, очерченному объемным тамбурным контуром. В оформлении предметов предприятие также сохранило верность народной вышивке. В традиционные крупные цветочные композиции иногда гармонично включались советские эмблемы. Тем самым решалась поставленная перед промыслами задача создания новой эстетики советского быта.
Мстёрской фабрике художественной вышивки им. Н.К. Крупской всемирную известность принесли изделия, выполненные в техниках «белой глади» и «владимирских швов». Вышивкой «белой гладью» мстерские мастерицы славились еще в 19 веке. Здесь можно было приобрести изысканное тонкое белье, занавески, полотенца и накомодники с изящным растительным узором, дополненным ювелирно выполненными ажурными разделками. «Владимирский шов» – яркая вышивка односторонней гладью с крупным, свободно построенным растительным орнаментом. Преобладающий цвет – красный с небольшими включениями синего, зеленого и желтого цветов. В советский период, помимо белья, предметов одежды и сувенирной продукции фабрика выпустила большие декоративные занавесы-панно, получившие заслуженное признание на крупных выставках.
До встречи на выставке Во имя промысла. Художественные промыслы России. Имена ХХ века.
Всероссийский музей декоративного искусства
Делегатская, 3.