В преддверии Международного женского дня заслуженный профессор МГУ, российский историк, культуролог и регионовед, доктор исторических наук Анна Павловская рассказала о материнском начале в русской культуре.
В карточках вы узнаете о восприятии материнства в разные периоды русской истории, об образах материнства в фольклоре и художественных произведениях, об особой роли матери в русской культуре.
Экспертные материалы являются частью онлайн-курса «Русский мир: традиции, быт и нравы», который открыт для записи для всех, кто интересуется русской культурой, самобытностью русской души, ценностными и традиционными основами русской семьи и общества.
Исторически в России сложился культ женщины. Но речь не идет о поклонении, обожании и воспевании женской красоты и любви к женщине, как это было в Европе с ее трубадурами, менестрелями и рыцарями. Там имело место открытое, а в некоторые периоды и обязательное для приличного человека из высшего общества преклонение перед дамой сердца, носившее эротический характер.
В России же на первом плане – материнское начало: мать-сыра-земля, Родина-мать, Москва – всем городам мать, Волга-матушка. В религиозном плане главный культ – культ Богородицы. Именно она считается защитницей и покровительницей русской земли.
Материнство в России понимается как первооснова всего сущего, начало рода человеческого. Что-то очень древнее проглядывает через почитание материнства, освященное последующими эпохами: и христианством, и даже социализмом (например, плакат «Родина-мать зовет!» времен Великой Отечественной войны).
Даже в супружеской жизни материнская основа превалировала, женщина была прежде всего матерью.
Безусловно, долгое время женщина была почти исключена из государственной и общественной жизни страны. Но она всегда играла огромную роль в жизни мужа, была своеобразной опорой для него и его деятельности, участвовала в воспитании детей, а следовательно, опосредованно в жизни общества и государства.
По выражению известного исследователя Ю. Лотмана, именно «читающая мать», появление которой он относит к концу XVIII – началу XIX вв., вводила в круг чтения детей: «Женский мир был неотделим от детского, и женщина-читательница породила ребенка-читателя». Материнское влияние было важно во все времена.
Согласно народной традиции, полностью на попечении матери находились дочери. Но и сыновья были под ее неусыпным вниманием и заботой. К тому же в силу различных обстоятельств, в том числе из-за частых войн, мужчины женились нередко уже в летах и умирали раньше. Мать-вдова – образ, часто встречающийся в сказаниях, былинах, исторических биографиях.
Супружество для русской женщины было прежде всего первым шагом к материнству. Даже самые юные и неопытные инстинктивно чувствовали и знали это.
Например, Л. Толстой описывает первые дни семейной жизни Левина, счастливого в браке с любимой женой, но не избежавшего разнообразных конфликтов и трудностей, сопровождавших начало семейной жизни.
Видимо, неслучайно бытописатель русского народа А. Терещенко в своем труде середины XIX века пришел к выводу: «Женский пол отличается во всем свете чувствительностью и нежностью сердца, но при этом он обнаруживает свои наклонности. Немки хорошие хозяйки, голландки постоянные, англичанки верные, испанки пламенные, португалки страстные, швейцарки патриотки, француженки любезные, итальянки ревнивые, польки увлекательные собеседницы, а русские нежные матери».