Найти тему

4 игры для будущих первоклашек, которые научат их самоконтролю

Оглавление

Как помочь будущим первоклашкам подготовиться к учебе в школе с помощью простых занятий в быту и простых играх со словами и движениями.

Зачем школьникам нужен самоконтроль?

Один из самых важных элементов готовности ребенка к школе - это самоконтроль или саморегуляция.

Умение регулировать свое поведение, управлять им, останавливать себя и “заставлять” делать не очень желаемые вещи - появляется как раз около 7 лет.

Самоконтроль ребенка будет нужен ему в самых разных учебных моментах:

  • запоминать неинтересные вещи
  • сдерживать желание говорить, вставать, играть в определенные промежутки времени
  • действовать по инструкции, например, “Отступить 2 клеточки вправо, и одну клеточку вниз”
  • самостоятельно начинать делать то, что было отложено “на потом”, например, делать домашнее задание не сразу целиком, а по одному предмету, с перерывами на небольшой отдых
  • дожидаться своей очереди, например, для ответа на уроке,
  • контролировать правильность сборки своего рюкзака, пенала, подготовки школьной формы к следующему учебному дню.

Что помогает ребенку развить самоконтроль?

Прежде всего стоит отметить, что механизм самоконтроля формируется постепенно у ребенка по мере взросления и его невозможно сформировать быстрее, чем он “созреет” сам. Но ему можно немного помочь, поддерживая ребенка и укрепляя это умение по мере его развития.

Умение понимать время и его продолжительность

Когда ребенок придет в школу, то ему придется сидеть на уроке 40 минут, а отдыхать на перемене 10 минут. Выполнять самостоятельную работу или тест за 15 минут или выступать с презентацией своего проекта не более 5 минут.

Утром ему нужно будет собираться в школу и одеваться за определенное время, чтобы не опоздать, в школьной столовой успевать поесть тоже за строго определенное время.

Ребенок, который не имеет представление, что такое “5 минут, 1 час, полчаса”, не может уложиться в отведенный промежуток времени, будет испытывать трудности во многих рутинных школьных вопросах.

Именно поэтому еще перед школой можно вводить в бытовые каждодневные моменты использование таймера, песочных часов, учить ребенка одеваться или есть за определенное время и поторапливаться, если он будет не успевать.

Можно даже завести большой лист, в котором каждый день отмечать за сколько времени ребенок утром оделся, за сколько сходил в душ, прибрался в комнате перед сном и другие регулярно повторяющиеся бытовые дела. В конце недели или месяца можно посмотреть как изменилось время, что стало получаться быстрее и похвалить ребенка за его успехи.

Подведение итогов, анализ собственных результатов

Для развития саморегуляции можно обсуждать с ребенком итоги дня, или итоги каких-то его крупных дел, проектов, задавая вопросы подобного рода:

  • Что ты собирался сегодня строить из конструктора?
  • Получилось у тебя?
  • А что не получилось? Почему?ё
  • Ты доволен своей работой?
  • Что в следующий раз поменяешь?

А можно обсуждать планируемые дела еще до их начала:

  • Что ты собираешься нарисовать?
  • Какие инструменты тебе понадобятся для рисования?
  • Как думаешь, сколько времени тебе на этот рисунок понадобится? Успеешь сделать до ужина?

Обсуждая вместе с ребенком его деятельность, вы поможете ему охватить мысленно весь его “проект” целиком, понять, зачем он его делает и каким способом.

Этот навык достаточно сложный и скучный для детей. Вроде бы уже сделана вся домашка и можно встать и бежать играть, а тут приходится еще сидеть и снова смотреть на собственную работу.

Простой и любимый детьми способ тренировки навыка самопроверки - игра в учителя. Можно найти в интернете или составить самим задания в которых слова написаны неправильно, примеры решены с ошибкой, логические последовательности продолжены неверно. И предложить ребенку найти и отметить красной ручкой ошибки.

Обычно дети с удовольствием так играют.

Потом вы можете уже предложить ему проверить так свою работу: “Чужие задания ты проверил очень здорово, думаю ты так же легко справишься и со своим собственным”.

Сделайте обязанность самопроверки после выполнения заданий традицией еще даже сильно заранее до школы. Например, дайте ребенку список покупок в магазине (можно в виде картинок, если он еще не умеет читать) и предложите собрать корзинку. После этого попросите проверить список - все ли из него есть в корзине.

Определите алгоритм подготовки ко сну (убрать игрушки - почистить зубы - надеть пижаму, расстелить постель и тд), нарисуйте иконками его на небольшом плакате, повесьте рядом с кроватью и пусть ребенок проверяет себя перед тем, как лечь спать.

Игры с дошкольниками и младшими школьникам на развитие самоконтроля

На основе приведенных игр вы можете придумать свои, даже используя дополнительный инвентарь (мяч, часы, музыкальные инструменты):

  1. Игра “Болгария”
    В этой стране жесты согласия и отрицания отличаются от наших ровно наоборот. То есть для согласия они машут головой из стороны в сторону, а кивая головой, говорят “Нет”.
    Предложите ребенку поиграть, будто вы приехали в Болгарию и общаетесь с местными жителями.
    Задавайте ему вопросы, требующие ответов “Да” или “Нет” и пусть ребенок отвечает “по-болгарски”.
    Игра удобна тем, что в нее можно играть даже в очереди, по дороге из садика или в другие удобные моменты.
  2. Игра “Говори”
    Эта игра тоже может использоваться в любой удобный момент и не требует какого-то инвентаря. Инструкция для ребенка проста: “Я задам тебе вопросы, но отвечать на них, ты должен только после того, как я дам тебе команду: “Говори”.”
    Далее родитель спрашивает простые вопросы, подразумевающие как односложные, так и развернутые ответы, например, “Любишь ли ты играть в мяч?”, “Какое мороженное сейчас в магазине? Шоколадное или клубничное?”.
    После каждого вопроса родитель делает паузу и только потом дает команду “Говори”. Ребенок должен сдержать свое желание ответить сразу и ответить только после кодового слова.
    Когда ребенок хорошо освоит эту игру, можно усложнять, используя синонимы: “Скажи”, “Отвечай”, или слова похожие на команду “Фонари”, “Смотри” и тп.
  3. Игра на движение “Руки-ноги”
    Плюс этой игры, что она хорошо разгружает активного ребенка, помогая ему выплеснуть свою энергию и одновременно “прокачать” его умение слушать инструкции и тут же их выполнять.
    Взрослый дает ребенку команды, а ребенок должен внимательно слушать и делать:
    – Ноги вместе, руки врозь
    – Ноги врозь, руки вместе
    – Ноги вместе, руки вместе
    – Ноги врозь, руки врозь
    – Ноги вправо, руки влево
    – Руки вверх, ноги вместе.
  4. Игра на движение “Запрещается”
    Родитель показывает одно движение, которое делать ребенку будет нельзя, например, хлопать руками. После родитель в постепенно ускоряющемся темпе показывает разные движения или дает команды голосом, а ребенок должен повторять только то, что разрешено, исключая запрещенное движение.
    Более сложный вариант: когда таких движений будет несколько, а взрослый еще и будет путать, показывая очень похожие движения, например, вместо хлопка будет просто резко сводить ладони, останавливая их за 5-10 см друг от друга.

Школьное обучение требует от наших детей очень выраженной саморегуляции, целенаправленного внимания, произвольности своих поступков.

В наших силах помочь им сознательно управлять своим поведением, подчиняться правилам. Делая это через игру, постепенно и заранее, еще до начала школы, мы сделаем это нескучно для ребенка, а значит и более эффективно.