Слайд 1 «Титульный лист»
Уважаемый председатель! Уважаемые члены государственной аттестационной комиссии. Позвольте представить вашему вниманию выпускную квалификационную работу магистра на тему: «Совершенствование реализации государственной региональной политики в современных условиях».
Слайд 2 «Цель и задачи исследования»
Целью магистерской диссертации является исследование тенденций и проблем реализации государственной региональной политики, а также выявление направлений ее совершенствования. Поставленная цель предопределяет решение следующих задач:
- рассмотреть понятие "регион" в современной России и его существующие типологии;
- проанализировать понятие и содержание государственной региональной политики;
- охарактеризовать процесс эволюции организационной системы государственного управления в сфере регионального развития;
- изучить зарубежный опыт формирования и реализации государственной региональной политики;
- охарактеризовать бюджетную политику как ключевой инструмент государственного регионального регулирования;
- выявить тенденции и проблемы развития региональной политики в современной России;
- предложить пути совершенствования отечественной государственной региональной политики.
Слайд 3 «Объект, предмет, структура, библиография»
Объект исследования – социально-экономические и управленческие отношения в процессе формирования и реализации государственной региональной политики.
Предмет исследования – теоретические и практические аспекты государственного регулирования развития регионов как сложный феномен, свойственный большинству современных стран.
Наиболее сильное влияние на понимание проблем государственной региональной политики оказали такие ученые, как: В.Г. Введенский, С.Ю. Глазьев, В.В. Ивантер, А.Д. Некипелов, Е.Л. Плисецкий, А.Н. Швецов, Б.В. Штульберг, и др. Отдельные аспекты государственной региональной политики рассматриваются в трудах О.А. Андрюшкевич, А.С. Батраева, В.А. Бекова, О.А. Бородиной, Е.А. Виноградовой, О.В. Кузнецовой, Е.В. Луковникова, А.С. Маршаловой, И.О. Назарова, А.А. Олейниковой, А.И. Остроумова, А.Н. Панченко, С.Г. Рябовой, О.В. Сидоренко, П.В. Синенко, Г.Г. Уваровой, О.А. Черновой, Т.В. Шихалиева, Л.А. Яндарбаевой и др.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников (80 наименований на 9 страницах), 4 приложений на 25 страницах. Магистерская диссертация изложена на 106 страницах компьютерного текста (основной текст составляет 97 страниц). В тексте работы размещено 7 таблиц и 6 рисунков.
Слайд 4 «Типология российских регионов по признаку инвестиционной привлекательности»
Регион – это целостное социально-экономическое пространство в виде освоенной территории, на которой осуществляется жизнедеятельность человека, включающая материальные ее основы, условия по организации самоуправления, выполнение социальных программ по защите населения в рыночных условиях хозяйствования, реализацию природоохранных мероприятий.
На данном слайде представлен рейтинг российских регионов по их инвестиционной привлекательности.
"Локомотивы", "опорные регионы" и "полюса роста" – это субъекты, имеющие высокий инвестиционный потенциал и значительные внутренние ресурсы. Это позволяет им развиваться без значительной поддержки федерального центра. Если бы вся Россия обладала такими же, как у "локомотивов", социально-экономическими показателями и политическими пристрастиями, то она давно бы приблизилась к самым передовым странам мира.
"Точки роста" – это небольшие по численности населения и экономической мощи регионы с низким инвестиционным риском, которые в ближайшие 10-15 лет достигнут потолка в своем развитии.
"Проблемные регионы", наоборот, при повышении их инвестиционной привлекательности могут даже перескочить точки роста и оказаться среди устойчиво развивающихся субъектов РФ.
Самая многочисленная группа "Регионов с неопределившимися перспективами" находится в полной зависимости от квалификации и управленческого профессионализма региональных властей. Наконец, "Регионам особого внимания", по всей видимости, вечно пребывать в малоутешительной зоне повышенного внимания, и только.
Проведенный нами анализ показал, что регионы разных видов (уровней) неоднородны.
Слайд 5 «Понятие государственной региональной политики»
Слайд 6 «Система целей и критериев развития региона»
Уровень организационно-правового обеспечения механизмов управления стратегическим планированием на государственном и региональном уровнях зависит от развития социально-экономического и политического положения данной территории, от совместной работы этих органов власти с общественностью. Ведь принятие управленческих решений в пользу регионов отражается в дальнейшей работе органов власти и позволяет осуществлять должное финансирование важных стратегических объектов.
Кроме этого, важно отметить, что вся стратегическая работа государственных, региональных органов власти должна быть сопряжена с главными целями и социально-экономическими показателями развития. Таким образом, происходит развитие стратегического планирования и рациональное использование всех запланированных задач региональной власти. То есть организационно-правовое обеспечение механизмов управления стратегическим планированием на государственном и региональном уровнях имеет соответствующую систему целей и контролирует выполнение следующих критериев (см. слайд).
Слайд 7 «Концепция государственной межрегиональной политики России»
Целью государственной политики межрегионального сотрудничества является обеспечение единства экономического (политического, правового, информационного, культурного и т.п.) пространства страны через взаимодействие регионов. Авторская концепция государственной политики межрегионального сотрудничества России показана на данном слайде.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов, которые сейчас правительство России может направить на развитие территорий, должна быть усилена приоритетность распределения ресурсов и концентрация их на тех мероприятиях и территориях, которые могут обеспечить наибольшую отдачу в кратчайшее время, однако будут иметь долговременное и комплексное влияние не только данной территории, но и на соседние регионы.
Слайд 8 «Схема формирования среды для активизации межрегионального сотрудничества»
Среда активизации межрегионального взаимодействия будет включать систему мер стимулирующего и систему мер мотивационного воздействия. Предлагаем сформировать такие системы стимулов и мотивов межрегионального взаимодействия соответственно для регионов-"полюсов роста" и обычных регионов страны.
Слайд 9 «Схема привлечения ресурсов для формирования необходимых конкурентных преимуществ регионов»
Неравномерность развития регионов и усиление межрегиональной конкуренции требует особого подхода к регулированию экономических процессов, применения различных инструментов регулирования процессов наращивания конкурентных преимуществ регионов страны. Определим пути стимулирования взаимодействия "полюсов роста" между собой и с обычными регионами.
В частности, регионы-"полюса роста" нуждаются в укреплении взаимосвязей между собой, путем определения общих государственных интересов и приоритетов регионального развития. Для этого необходимо активизировать участие отечественных производителей в конкуренции на внешних рынках, увеличить потенциал регионов, что позволит получить синергетический эффект.
Разработка механизма наращивания взаимодополняющих конкурентных преимуществ регионов будет способствовать комплексному развитию взаимодействия регионов-"полюсов роста" на основе имеющихся ресурсов и уровня интегрированности, которые являются важной предпосылкой взаимодополнения конкурентных преимуществ. Процесс взаимодополнения предлагаем вести путем привлечения соответствующих ресурсов, формирующих конкурентные преимущества каждого из регионов для удовлетворения потребностей при достижении общей цели регионов, предполагающей активизацию межрегионального взаимодействия (см. слайд).
Для выяснения особенностей вышеприведенного механизма, процесс наращивания конкурентных преимуществ на основе взаимодополнения, предлагаем разделить на три стадии:
1) на первой стадии необходимо провести мониторинг собственного ресурсного потенциала регионов, что даст формальное понимание преимуществ, полученных от межрегионального сотрудничества;
2) на второй стадии определяются взаимодополняющие конкурентные преимущества: общие или частные;
3) на третьей стадии считаем целесообразным создание совместных институтов управления.
Слайд 10 «Иерархия интересов регионов в межрегиональном взаимодействии»
С целью практической реализации взаимодополнения конкурентных преимуществ регионов, нами была сформирована пирамида интересов регионов (см. слайд).
Достижение целей взаимодействия регионов способствует получению синергетического эффекта, который позволяет определить эффективность взаимодействия регионов-"полюсов роста" и обычных регионов, для определения и внедрения стимулирующих мер. Вместе с тем, при определении сущности процесса взаимодополнения конкурентных преимуществ регионов, существует необходимость четкого выделения основных мотивов регионов по привлечению их к межрегиональному сотрудничеству.
Слайд 11 «ВЫВОДЫ»
Подводя итог исследованию состояния региональной политики России и поиску мер по ее совершенствованию, сформулируем основные выводы:
1) Важным для решения задачи взаимодействия регионов на внутригосударственном уровне является разработка государственной политики межрегионального сотрудничества, содержание которой заключается в разработке организационных и экономических мероприятий для групп регионов с различным уровнем развития межрегионального сотрудничества, направленных на обеспечение его устойчивого развития, в соответствии с приоритетами страны.
2) Для эффективной реализации государственной политики межрегионального сотрудничества необходимо формирование сети "полюсов роста" на территории РФ, а также эффективного взаимодействия и установления связей между регионами-"полюсами роста".
3) В работе разработана система стимулирования взаимодействия регионов-"полюсов роста" и других регионов страны, которую предлагается рассматривать в двух направлениях: меры стимулирующего воздействия, предусматривающие безопасное функционирование государства, и меры мотивационного воздействия, которые предусматривают побуждение регионов к взаимовыгодному сотрудничеству.
4) Ключевые концепции регионального развития России базируются на единых методологических посылках, различаясь вариантами стратегии, методов, стимулов и т.д. Более того, все они, опираясь на опыт других стран, имеющих федеративное устройство, ориентированы на условия стабильного развития. Для современной России следует разрабатывать концепцию региональной политики кризисного или переходного периода.
Слайд 12 «Доклад окончен»
Доклад окончен. Спасибо за внимание.
Подберем и оформим материал к таким работам как: курсовая, дипломная работа, диссертация. Напишем доклад для защиты и сделаем презентацию. Сопровождение до полной защиты.
Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт.
Контакты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.