Формирование и реализация государственной региональной политики.
Содержание:
Введение
1. Теоретические аспекты государственной региональной политики в Российской Федерации
1.1. Понятие "регион" в современной России и его типология
1.2. Понятие и содержание государственной региональной политики
2. Формирование и реализация государственной региональной политики
2.1 Особенности современной государственной региональной политики
2.2. Зарубежный опыт формирования и реализации государственной региональной политики
2.3. Бюджетная политика как ключевой инструмент государственного регионального регулирования
3. Состояние региональной политики в России и меры по ее совершенствованию
3.1. Тенденции и проблемы развития региональной политики в современной России
3.2. Пути совершенствования отечественной государственной региональной политики
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения
Введение
Актуальность темы. На сегодняшний день, проблемы регионов и регионального развития заняли важную позицию в современной науке. Аспекты реализации региональной политики приобрели актуальность, стали рассматриваться с разных сторон изучения. Это обусловлено тем, трансформационные изменения экономики, вследствие ее переформатирования из командно-административной в рыночную, не привели к существенным сдвигам в социально-экономическом развитии регионов в автоматическом режиме. Кризисы последних лет усилили диспропорции межрегионального развития. Попытки выравнивания социально-экономического развития со стороны органов власти не дали существенных результатов, а наоборот усилили диспропорции.
Поэтому, сегодня возникает необходимость пересмотра подходов государственных и региональных органов власти к социально-экономическому развитию регионов. Зарубежный опыт государственной региональной политики может быть использован для разработки новых моделей государственного управления и регулирования, которые принимают во внимание полномочия региональных органов государственной власти.
Анализ отечественной практики государственной региональной политики свидетельствует об отсутствии системного стратегического подхода к развитию регионов. В последние годы на смену идее о приоритете рыночного саморегулирования экономики приходит идея усиления роли государства в подготовке пусковых механизмов рыночной инфраструктуры и развитии конкуренции. Во многих зарубежных странах государственное управление активно участвует в регулировании социально-экономического развития регионов.
Построение в России новой социально-ориентированной модели развития сопровождается структурными изменениями во всех сферах экономики, что требует поиска и внедрения в практику прогрессивных форм ведения хозяйства на региональном уровне, разработки и применения адекватных методов и форм управления региональным развитием. Поэтому возрастает роль и обуславливается необходимость изучения опыта, использования научных разработок по вопросам управления в хозяйственных социально-экономических системах, внедрение обоснованных предложений по совершенствованию управленческой деятельности на региональном уровне.
Учитывая то, что регионализация управления социально-экономическим развитием, которая закрепилась как мировая тенденция характеризуется возрастанием роли и углублением территориального разделения труда, человеческого фактора и социальных аспектов развития, значение пространственно-территориальных пропорций, усиливается. Все это обусловливает трансформацию форм управления этими процессами в регионах с учетом особенностей рыночной экономики, необходимостью формирования и совершенствования государственной региональной политики.
Длительное время большинство ученых и специалистов рассматривали экономику региона как объект государственного управления и государственных органов власти. Считалось, что региональные органы власти практически не занимаются вопросами стратегического управления социально-экономическим развитием.
Практика законодательного обеспечения государственной политики регионального развития свидетельствует о несовершенстве нормативно-правовой базы, ее фрагментарности и противоречивости, которые на практике тормозят процессы регионального развития. Пренебрежение при формировании и реализации государственной региональной политики основными положениями системного подхода нивелирует эффективность от его реализации. Недостаточная разработанность, а также низкая действенность механизмов реализации государственной региональной политики тоже обостряют проблемы социально-экономического развития.
Модель государственной региональной политики, которая сложилась в России в переходный период, базирующаяся на доминировании государственных органов власти в решении вопросов регионального социально-экономического развития, не соответствует современным тенденциям в этой сфере. Как показала практика последних лет, недостаточно совершенствовать механизмы государственного управления лишь на государственном уровне. Регионы, которые характеризуются удаленностью от центра и не могут эффективно функционировать в рыночном пространстве только на основе общегосударственных законов в режиме саморегулирования, без учета региональных особенностей. Все это обусловливает актуальность исследования проблемы совершенствования государственной региональной политики, как в теоретическом, так и в прикладных аспектах.
Степень разработанности темы в экономической литературе. Наиболее сильное влияние на понимание проблем государственной региональной политики оказали такие ученые, как: В.Г. Введенский, С.Ю. Глазьев, В.В. Ивантер, А.Д. Некипелов, Е.Л. Плисецкий, А.Н. Швецов, Б.В. Штульберг, и др. Отдельные аспекты государственной региональной политики рассматриваются в трудах О.А. Андрюшкевич, А.С. Батраева, В.А. Бекова, О.А. Бородиной, Е.А. Виноградовой, О.В. Кузнецовой, Е.В. Луковникова, А.С. Маршаловой, И.О. Назарова, А.А. Олейниковой, А.И. Остроумова, А.Н. Панченко, С.Г. Рябовой, О.В. Сидоренко, П.В. Синенко, Г.Г. Уваровой, О.А. Черновой, Т.В. Шихалиева, Л.А. Яндарбаевой и др.
Объект исследования – социально-экономические и управленческие отношения в процессе формирования и реализации государственной региональной политики.
Предмет исследования – теоретические и практические аспекты государственного регулирования развития регионов как сложный феномен, свойственный большинству современных стран.
Целью магистерской диссертации является исследование тенденций и проблем реализации государственной региональной политики, а также выявление направлений ее совершенствования. Поставленная цель предопределяет решение следующих задач:
- рассмотреть понятие "регион" в современной России и его существующие типологии;
- проанализировать понятие и содержание государственной региональной политики;
- охарактеризовать процесс эволюции организационной системы государственного управления в сфере регионального развития;
- изучить зарубежный опыт формирования и реализации государственной региональной политики;
- охарактеризовать бюджетную политику как ключевой инструмент государственного регионального регулирования;
- выявить тенденции и проблемы развития региональной политики в современной России;
- предложить пути совершенствования отечественной государственной региональной политики.
Методы исследования. Методологической основой магистерской диссертации является комплекс общенаучных и специальных методов исследования. В ходе исследования были использованы методы: системного подхода, анализа и синтеза, аналогии; экономико-статистический; логической абстракции, а также табличные и графические методы визуализации результатов исследования.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников (80 наименований на 9 страницах), 5 приложений на 27 страницах. Магистерская диссертация изложена на 99 страницах компьютерного текста (основной текст составляет 90 страниц). В тексте работы размещено 7 таблиц и 6 рисунков.
1. Теоретические аспекты государственной региональной политики в Российской Федерации
1.1. Понятие "регион" в современной России и его типология
В настоящее время, известны различные определения понятия "регион", которые даются в зависимости от науки, которая его рассматривает. Существует несколько критериев определения понятия "регион": экономический, административный, исторический и др. Каждый из них имеет ограничения, поэтому выбор зависит от цели исследования и доступности информации. Понятие "регион" многозначно и используется во многих науках: истории, географии, политологии. Поэтому определение региона не является однозначным. В справочных и энциклопедических изданиях, имеющих универсальный характер, определение региона имеют разный смысл. Например, в Малом экономическом словаре регион трактуется как "область, район; часть страны, отличающаяся от других областей совокупностью естественных и (или) исторически сложившихся, относительно устойчивых экономико-географических и иных особенностей, нередко сочетающихся с особенностями национального состава населения[1]".
Отечественные и зарубежные ученые трактуют понятие "регион" по-разному, но в определениях можно найти такие общие признаки, как территория, специализация, наличие экономических связей. Определение этого понятия можно сгруппировать по направлениям исследований (табл. 1).
Таблица 1 - Подходы к определению понятия "регион"
Наиболее распространенным подходом к трактовке понятия "регион" является освещение этой категории "как народнохозяйственного комплекса страны, отличающегося природными условиями и хозяйственной специализацией, или как административно-территориальной единицы разделения страны[1]".
Заслуживает внимания точка зрения известного специалиста по региональной экономики М.М. Некрасова, который характеризует регион как "большую часть территорий страны с относительно однородными природными условиями, характерной направленностью развития производительных сил, на основе сочетания комплекса природных ресурсов с существующей и перспективной социальной инфраструктурой[2]". Основной критерий выделения региона – общность народнохозяйственных задач основан на совокупности природных богатств, которые используются или будут использоваться, исторической структуре хозяйственной деятельности, ситуации или плановой структуре экономического развития. Разделяя подобные взгляды, А.Г. Гранберг определяет регион как "территорию, отличающуюся от других территорий по ряду признаков и характеризующуюся определенной целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов[3]".
З.Х. Оздоева и З.С. Гарданова определяют регион, как "сложную территориальную систему или комплекс, имеюший ограниченные ресурсы, свою структуру производства, определенные связи с внешней средой[4]".
Р.Ф. Усманова особое внимание уделяет выделению пяти основных функций региона: институциональной, экономической, социальной, экологической и этнопсихологической[5].
Следует отметить точку зрения Т.В.Снегиревой, которая определяет регион, как "сложную, многокомпонентную, динамическую, функциональную, комплексную систему "район-область" с разноуровневыми горизонтальными и вертикальными связями, внешними и внутренними воздействиями, которые отражают единство производственной и непроизводственной сфер, территориальное единство, разнообразие объектов управления различных форм собственности и региональный уровень в структуре органов государственной власти[1]".
П. Джеймс и Дж. Мартин определяют регион следующим образом: "Обычно под словом "регион" понимается целостный участок территории, отличающийся некоторой однородностью в своей основе, но не имеющий четких границ. Более того, это слово часто употребляют для обозначения весьма больших территорий, образующих главные подразделения континентов[2]".
Обобщив трактовки ученых, можно сделать вывод, что в большинстве случаев, регион – это определенная территория, отличающаяся от других территорий по каким-либо признакам и имеющая определенную целостность.
В то же время регион – это сложная общественная система, включающая территориально-пространственный, экономический, социальный, природный, экологический, политический и культурный аспекты. Таким образом, существует многозначность понятия "регион". Вместе с тем формулировка понятия "регион" для целей нашего исследования представляется необходимым условием.
Итак, с точки зрения экономической науки, регион – это территория, которая отличается от других, явлениями или признаками, характеризуется единством, целостностью, взаимосвязью элементов, что является закономерным результатом ее развития.
Экономика региона неоднородна, а потому для региональной экономической системы всегда будет характерным уровень дифференциации региональных экономических пространств, что является естественным явлением, которое вносит ряд позитивных моментов в развитии региональных хозяйственных систем, обеспечивая их динамизм и своеобразную конкуренцию.
Дезинтеграция экономического пространства страны, которая находит проявление в хаотическом неконтролируемом саморазвития регионов, разрыве межрегиональных взаимосвязей, которые являются характерным следствием регионализации в условиях слабости центральной власти и неопределенности региональной политики. Положительными последствиями регионализации являются, прежде всего, усиление заинтересованности регионов в хозяйственной деятельности, попытки получить экономическую самостоятельность для эффективного хозяйствования, с целью повышения уровня социально-экономического развития.
В регионе происходят постоянные экономические процессы. К ним относятся планирование и прогнозирование развития хозяйства, финансовые, банковские и инвестиционные потоки, законодательное регулирование, мониторинг использования природных и трудовых ресурсов, формируется продовольственный рынок.
В табл. 2 (см. прил. А) представлен рейтинг российских регионов по их инвестиционной привлекательности.[3]
"Локомотивы", "опорные регионы" и "полюса роста" – это субъекты, имеющие высокий инвестиционный потенциал и значительные внутренние ресурсы. Это позволяет им развиваться без значительной поддержки федерального центра. Если бы вся Россия обладала такими же, как у "локомотивов", социально-экономическими показателями и политическими пристрастиями, то она давно бы приблизилась к самым передовым странам мира.
"Точки роста" – это небольшие по численности населения и экономической мощи регионы с низким инвестиционным риском, которые в ближайшие 10-15 лет достигнут потолка в своем развитии.
"Проблемные регионы", наоборот, при повышении их инвестиционной привлекательности могут даже перескочить точки роста и оказаться среди устойчиво развивающихся субъектов РФ.
Самая многочисленная группа "Регионов с неопределившимися перспективами" находится в полной зависимости от квалификации и управленческого профессионализма региональных властей. Наконец, "Регионам особого внимания", по всей видимости, вечно пребывать в малоутешительной зоне повышенного внимания, и только.
Таким образом, необходимо сделать вывод, что регион – это целостное социально-экономическое пространство в виде освоенной территории, на которой осуществляется жизнедеятельность человека, включающая материальные ее основы, условия по организации самоуправления, выполнение социальных программ по защите населения в рыночных условиях хозяйствования, реализацию природоохранных мероприятий.
Объектом рассмотрения в данной выпускной квалификационной работе будет являться регион – субъект РФ.
Проведенный нами анализ показал, что регионы разных видов (уровней) неоднородны. Суть государственной региональной политики состоит в том, чтобы оптимизировать территориальную структуру государства. Рассмотрению данного вопроса будет посвящен следующий параграф настоящей магистерской диссертации.
1.2. Понятие и содержание государственной региональной политики
В проекте Концепции совершенствования региональной политики в РФ на период до 2020 года (разработанном по заказу Минрегиона России в Институте географии РАН) давалось следующее определение: "Региональная политика в РФ – система правовых, финансово-экономических, институциональных и организационных мер, определяющих деятельность органов публичной власти всех уровней, направленная на комплексное развитие регионов ... Собственно региональной политикой может служить только такой комплекс государственных мер, цели которых продуманы и поставлены именно как региональные, направленные на оптимизацию территориальной структуры российского общества[4]". Иначе говоря, региональная политика – это только те механизмы федерального влияния на пространственную эволюцию страны, которые изначально нацеливаются на изменение пропорций в уровне социально-экономического развития территорий, на ослабление соответствующей "асимметрии".
Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт.
Контакты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.