Будущие «человейники» возле Вознесенского тракта вызвали волну негодования у жителей территорий у Мамадышки.
В 2024 году в Казани планируется завершить строительство второй очереди Вознесенского тракта. Вылетная магистраль еще не сдана, но власти города уже подготовили проекты планировки нескольких территорий вокруг новой автодороги и по соседству с Мамадышским трактом. Почему новая дорога может стать разочарованием века – разбирался Урбан Медиа.
Большая ошибка городского планирования
Обсуждение строительства новых «человейников» в Советском районе вдоль Вознесенского тракта обострило тему развития территории в целом. Проблема застройки района и развития транспортной сети в этой части города стала уже не просто витать в воздухе, а буквально наседать на каждого жителя. Теперь пробки при въезде по Мамадышскому тракту встречают казанцев не только в предпраздничные дни или в часы пик, но практически в любое время дня.
При проектной мощности магистрали в 2250 автомобилей в час фактически сейчас там проезжают 2600 машин. В город едут из жилых комплексов, которые находятся вдоль Мамадышского тракта — «Светлая Долина», «Весна», из казанских поселков и Пестречинского района. И пока одни стоят по направлению к работе в машине, другие — по 40 минут ожидают на остановке автобус, который изредка посещает эти края. Ко всему прочему, остро стоит вопрос развития социальной инфраструктуры: школы переполнены, государственных поликлиник возле Мамадышского тракта нет — за элементарной медицинской помощью приходится постоянно выезжать «в город». Определенно, власти Казани допустили ошибки в градостроительном планировании. Недавно эту проблему признали и на уровне руководства республики.
Несмотря на транспортный коллапс, новоселы продолжают прибывать, так как стоимость квартир в этой черте города привлекает. И каждый, кто переезжает в самый центр пробок и социальной изоляции от города, надеется на новый Вознесенский тракт, который должен освободить казанцев от пробок.
Новый «Салават Купере» в районе Мамадышки
Сейчас внимание жителей Казани приковано к судьбе земель вдоль строящегося второго участка магистрали, от пр. Победы до федеральной трассы М7. Подогрели интерес к пока еще неосвоенным участкам, более того — вызвали недовольство у многих жителей — появившиеся проекты планировок сразу нескольких территорий. Так, между двумя магистралями, действующей и строящейся, а также южнее Вознесенского тракта расположены перспективные в плане застройки и развития инфраструктуры территории «Самосырово», «Тихая гавань» и «Новое Вознесение-2». Расчетная численность жителей только этих трех территорий превысит 29 тыс. человек — это как целый «Салават Купере». Документы пока лишь прошли независимую антикоррупционную экспертизу и окончательно не утверждены. А в мэрии отметили, что они соответствуют действующему генплану Казани, где заложена зона формирования перспективных жилых районов.
В подготовленных проектах планировок учтены социальные объекты и вся необходимая инфраструктура. Тем не менее впечатляющие объемы предстоящей застройки уже вызвали негативную реакцию со стороны жителей соседних территорий.
Казанцев не устроили планы относительно территории «Тихая гавань», где на 107,65 га предлагается построить 468,9 тыс. кв.м жилья в многоэтажках. В документе, подготовленном исполкомом, отмечается, что построят в этом месте и две школы — на 1224 и 1501 место, четыре детсада и поликлиники. Для обеспечения транспортной доступности территории предлагается спроектировать более 10 проездов, реконструировать ул. Мухамедьяра и Мамадышский тракт. Несмотря на это, жители создали петицию, чтобы власти города пересмотрели проект планировки. Они возмутились тем, что земли, которые изначально планировали размежевать под ИЖС, отдали под многоквартирные дома. Жители ЖК «Весна» в беседе с Урбан Медиа отметили, что главная проблема строительства новых многоэтажек в районе Мамадышского и Вознесенского трактов — это именно транспортная доступность, а вернее, ее отсутствие. Сейчас петицию подписали уже больше 2 тыс. человек.
На территории «Самосырово», что севернее «Тихой гавани», предполагается поселить 6,73 тыс. человек на 201,8 тыс. кв.м жилья. По документу здесь отведены зоны под две школы, правда, меньшей мощности, чем в «Тихой гавани» — на 800 и 600 мест. Причем одну из школ предлагается совместить с детским садом. А всего дошкольных учреждений предусмотрено два. В плане развития улично-дорожной сети по документам должны будут спроектировать 7 проездов и реконструировать ул. Мира.
Южнее «Тихой гавани» и строящегося тракта расположена территория «Новое Вознесение-2» в 63,63 га, которое прилегает к жилому массиву Вознесенское. По числу жителей оно будет схоже с «Самосырово», да и по объемам жилья здесь предполагается построить примерно столько же — 206,3 тыс. кв.м. В отличие от двух предыдущих территорий здесь помимо многоквартирного жилья в объеме 182,9 тыс. кв.м будет развиваться зона ИЖС. В ней разместятся 195 земельных участков. Из социальных объектов предусмотрены школа на 1224 места, два детсада и поликлиника. На территории «Новое Вознесение-2» организуют 15 новых проездов.
Все это по описанию ППТ выглядит вполне логичным. Но с учетом того, что жилые многоэтажки строятся гораздо быстрее, чем инфраструктура, то у жителей вполне логично возникают вопросы.
Спасет ли Вознесенский тракт Мамадышку?
Что будет, если не развивать «Восточную дугу»?
Дадут ли отпор хаотичной застройке?