К концу 1970 года дела Colosseum шли довольно хорошо и вряд ли кто-то предполагал, что их совместный творческий путь скоро прервётся. Собранная бывшим барабанщиком Джона Мэйолла Джоном Хайсманом в 1968 году группа преодолела периодическую смену состава и завоевала завидную репутацию соединяя прогрессивный рок, джаз и блюз высочайшего уровня. Более того, три студийных альбома — The Who Are About To Die Salute You, Valentyne Suite и Daughter Of Time — доказали, что они хороши не только как концертная группа, но и как студийный музыканты.
Но как бы ни были успешны студийные работы классический состав Colosseum, — Крис Фарлоу, Дэйв «Клем» Клемпсон, Дэйв Гринслейд, Дик Хекстолл-Смит, Марк Кларк и, конечно же, сам Джон Хайсман чувствовали себя максимально органично на живых выступлениях; их постоянные гастроли привели к почти телепатическому уровню взаимопонимания между участниками группы. Неудивительно, что идея запечатлеть концерт на записи рано или поздно должна была прийти им в голову.
Фактически толчок был дан альбомом Live At Leeds, выпущенным группой The Who в середине 1970 года, на успех которого Хайсман ссылался пытаясь «продать» лейблу Bronze идею концертного альбома Colosseum. Лейбл упрямился и группа уже была готова отправиться в студию для записи нового студийника, но желание Хайсмана и технические навыки звкоинженера Питера Галлена подтолкнули группу к записи своего шоу в Манчестерском университете в марте 1971 года на портативное оборудование.
Следующая преграда возникла не извне, а внутри самого коллектива, потому что группе, в отличие от присутствовавших в зале слушателей, собственное выступление совершенно не понравилось.
Джон Хайсманн:
Когда мы сошли со сцены, сразу же последовали склоки по поводу различных проблем и ошибок во время выступления. На карту поставлено многое, после долгого дня нервы были натянуты... мне, например, даже не хотелось вновь выходить на бис. Мы уже один раз вышли, но публика требовала продолжения…а потом мы сделали то, чего никогда раньше не делали: вернулись на сцену для исполнения неотрепетированной блюзовой песни. Группа сыграла вступление, и Крис начал петь Stormy Monday. Это было фантастическое выступление, и я помню это чудесное ощущение, когда из тебя уходит накопленное за день напряжение.
Впервые записанная Крисом Фарлоу в 1965 году под псевдонимом Литтл Джо Кук, Stormy Monday Blues была одним из фирменных номеров концертного из репертуара. В данном случае, однако, он был использован как красивый медленный финал шоу Colosseum, на котором была представлена масса нового материала, над которым группа работала с тех пор, как закончила запись альбома альбома Dauпрher of Time. Новые песни самих Colosseum были смешаны с материалом сторонних авторов. Наряду с Walking In The Park Грэма Бонда, которую группа исполняла с первых своих шоу, они представили Tanglewood '63, отправной точкой которой послужило музыкальное произведение, написанное известным джазовым аранжировщиком Майклом Гиббсом, и Rope Ladder To The-Moon, песню Джека Брюса и Пита Брауна, которую они уже записали в студии для единственного подготовленного исключительно для рынка США альбома The Grass is Greener.
Что касается собственного материала, то Клем Клемсон и Джон Хайсман вместе работали над новой песней Skelington. А над вторым «гигантом» - Lost Angeles, впервые включенной в их живые выступления в конце 1969 года, трудились Дэйв Гринслейд, Дик Хекстолл-Смит и Крис Фарлоу.
Нашлось даже место для песни I Can't Live Without You, написанной предшественником Клемпсона в группе Джеймсом Литерлендом. Но с её релизом пришлось повременить, она была выпущена только при переиздании альбома на CD.
Но вернёмся к внутригрупповому недовольству. Питеру Галлену удалось убедить группу не стирать запись выступления в Манчестерском университете, группа же решила записать ещё несколько концертов. Как оказалось прав был Галлен, да и сами Colosseum позже признали, что при всех огрехах выступления в Манчестере, в нём была важная составляющая любого хорошего концерта – искра. А это никаким мастерством не заменишь.
В июне 1971 года альбом появился на полках музыкальных магазинов. Он провёл шесть недель в британских чартах, достигнув 17-й позиции – отличный показатель для такого бескомпромиссного набора записей. Более того, это подтвердило то, что уже и так знало большинство людей: естественной средой обитания Colosseum была сцена, где их захватывающая смесь превосходной музыкальности, стремлений к импровизации и интуитивного взаимодействия не могла быть притуплена относительно стерильной атмосферой студии звукозаписи.
Ярких моментов было множество: замечательная органная работа Дэйва Гринслейда в Rope Ladder To The Noon, вокальная игра в Walking In The Park (кстати, единственный трек на альбоме, не записанный на том концерте в Манчестере — этот был записан в Big Apple в Брайтоне), извилистое гитарное соло Клема Клемпсона в Skelington, захватывающий дух вокал Криса Фарлоу в Stormy Monday Blues.
Однако, что еще более важно, Colosseum Live стал триумфом группы как коллективной единицы, единого целого, в котором таланты каждого музыканта были щедро продемонстрированы, но, тем не менее, всегда проявлялись в контексте живого, единого организма, имя которому - Colosseum.
К сожалению жить этому организму оставалось недолго. Дик Хекстолл-Смит в своей автобиографии писал:
Концертный график группы продолжал оставаться таким же безумным, как и прежде: второй тур по Америке уже не за горами; длящиеся уже три года непрерывные выступления становились все более утомляющими.
Считалось, что Крис Фарлоу, который не участвовал в их недавнем мини-туре по Скандинавии, уходит из группы, и поэтому потребуется замена; четыре новых трека для следующего студийного альбома были записаны в Adyision Studios, но группа и их менеджмент сочли их некачественными; и, пожалуй, самый важный фактор из всех, Клему Клемпсону только что предложили впечатляющий аванса за предложение заменить уходящего из Humple Pie Питера Фрэмптона.
5 ноября 1971 года Джон Хайсман встретился с Диком Хекстолл-Смитом и Дэйвом Гринслейдом в пабе на Тоттенхэм-Корт-роуд, чтобы сказать им, что Colosseum больше нет.
Помимо вышеперечисленных причин, Дик позже объяснил распад группы главным образом сочетанием нехватки времени для сочинения нового материала (результат постоянных выступлений, необходимых для того, чтобы группа оставалась на плаву в финансовом отношении) и их зависимости от руководства Джона Хайсмана. Какова бы ни была точная причина, было ясно, что Colosseum выдохся. Не навсегда…но долгое время Colosseum Live оставался последним релизом в их, пусть скромной, но весьма впечатляющей дискографии.