Найти тему
Дурак на периферии

Самоубийственная жажда недостижимого (о романе Эмиля Золя «Творчество»)

Сначала хотел озаглавить эту заметку иначе («Тоска зеленая»), но потом остановился на внешне нейтральной констатации основной идеи книги, как я ее понимаю. Как и со чтением других романов Золя, с первых страниц воодушевляешься въедливой, все разжевывающей, почти толстовской манерой письма (вот сейчас будет психологизм, которого еще не знали!), но потом начинаешь вязнуть в многословных описаниях, как психологического, так и пейзажного характера. Конечно, роман об импрессионистах и не мог быть другим, однако порой кажется, что перед тобой, - что называется, «сюжет для небольшого рассказа», но отнюдь не роман. К тому же на момент чтения Золя уже освоены «Луна и грош», «Гений» и «Жажда жизни». Да, все они были написаны позже, в этом смысле Золя – первопроходец, но в этих трех книгах есть нечто, чего нет в «Творчестве», а именно – надежда. Особенно в этом плане поражает роман о Ван Гоге: зная его дальнейшую судьбу, зная, чем все закончится, все равно веришь, что жизнь героя Стоуна прожита не зря. То же впечатление возникает и при чтении Моэма и Драйзера («Гений», кстати, многослойнее остальных книг о художниках, ведь в нем помимо творчества детально освещена и личная жизнь героев).

Что же касается книги Золя, то она порой безысходна до непереносимости: одержимый перфекционизмом Клод Лантье жаждой недостижимого художественного совершенства уничтожает и самого себя, и своих близких. Читая «Творчество», уже в который раз начинаешь осознавать, как опасно быть мономаном, рабом какой-то одной страсти: всегда должно быть что-то еще, чему отдаешь свою жизнь, пусть то вера или родственные узы. Нельзя бросать все в топку творчества, поклонение искусству, как идолу, в конце концов уничтожит своего несчастного адепта. Золя с самого начала своего произведения не щадит Клода, изображая его хамом, эгоистом, достаточно грубым и неотесанным человеком и главное – гордецом, верящим лишь в свои силы, именно поэтому разочарование в своем таланте в конечном счете и убьет его. Порой увязая в описаниях и разжевывающих все и вся рассуждениях, в финале (последние две главы), Золя дает такое мощное крещендо, что поневоле забываешь обо всех недостатках текста.

Конечно, автор не жалеет темных красок, описывая публику художественных салонов и арт-критиков, косность и неотесанность их мнений: буржуазность у Золя всегда ужасна, ибо самодовольна и консервативна в худшем смысле этого слова. По этой причине есть соблазн понять драму жизни Лантье, как следствие его непризнанности, тогда получится пресловутое «среда заела», однако, автор «Ругон-Маккаров» столь фанатично верит в науку, физиологию и биологию, что у него почти всегда и за все отвечают законы наследственности, детерминистски жестко держа в своих тисках живых людей. В этом смысле романный цикл Золя устарел после той революции, которую произвела в естествознании квантовая механика, а в философии – экзистенциализм. Как писал Сартр: «Нет никакого детерминизма, человек – это свобода». Но, «Творчество», вероятно, глубже иных романов цикла: ведь в конечном счете Клода губит не что иное, как внутренняя жажда, тот самый огонь, «который не имеет цвета», как писал в одной из глав «Игры в классики» Кортасар. По сути дела жажда недостижимого эстетического совершенства губит Клода именно как самая настоящая страсть, превращая его жизнь в ад на земле.

Это и есть тот самый «червь, который не умирает, и огонь, который не угасает», как говорил в Евангелии Христос, именно от этого Он и спасает человечество. Нельзя становиться рабами чего бы то ни было. Как писал апостол Павел: «К свободе призваны мы, братья». Творческая страсть – почти наркомания, почти алкоголизм (которому Золя, кстати, посвятит отдельный роман – «Западня», его тоже надо бы прочесть). В финале «Творчества» его герои спорят о будущем искусства и цивилизации (один из них явно автобиографичен, ибо также, как и Золя, пишет серию романов об одной семье, в истории которой отражена жизнь всей Франции времен Наполеона Третьего), как и автор, они питают сейчас кажущиеся смехотворными иллюзии в адрес разума и науки. В разгар из беседы слова молитвы, читаемые священником, заглушаются шумом проходящего поезда. Метафора, что называется, налицо.

Однако, как показала история, Золя оказался не прав: хваленая наука изобрела атомную бомбу, а разум, пытающийся все расчислить, создал адскую бухгалтерию концлагерей. И после крови и слез, принесенных человечеству ХХ веком, некоторые люди, немногие, правда, продолжают идти к колодцу, который не пересыхает и спустя два тысячелетия, - к Богочеловеку и Спасителю мира, избавляющему от всех зависимостей, в том числе и от жажды рукотворного совершенства, уничтожившей людей не меньше, чем наркотики и алкоголь. Главный герой «Творчества» был далек от этого, как и его автор, и именно поэтому погиб и духовно, и телесно.